В преддверии принятия сложного "Закона о торговле" Людовик Олинье, представитель Совета директоров "АШАН Россия", член объединенного экспертного совета Комитета по экономической политике и предпринимательству ГД РФ, рассуждает о возможных перспективах....
- Одной из причин ухода из России крупного европейского ритейлера Carrefour эксперты называют плачевные перспективы работы в свете обсуждаемого ныне закона "О торговле", ведь вести о новых ограничениях в законе приходят чуть ли не каждый день.
- Анализировать причины ухода конкурента с рынка сложно. Конечно, в обсуждаемом Думой законопроекте много спорных и неоднозначных моментов, которые могут насторожить компанию, которая делает первые пробные шаги, пытаясь узнать, что такое российский рынок. "АШАН" работает в России 7 лет и, благодаря многим "набитым шишкам", уже обладает большим багажом знаний о реалиях российского бизнеса.
Конечно, чтобы строить инвестиционные планы в России, хотелось бы иметь более ясный и стабильный контекст. Чем быстрее закон будет принят, чем более прозрачным и понятным будет его содержание, тем лучше будет для всех коммерческих инвесторов в российскую экономику. Серьезного инвестора фиксирование на государственном уровне четких правил и норм напугать не может.
- "АШАН" будет продолжать развитие в России?
- Могу сказать, что у "АШАНА" есть желание инвестировать в Россию, к концу 2009 года мы собираемся открыть 4 магазина разных форматов - в Омске, Москве, Калуге и Пензе. А в 2010 году еще 6 магазинов - по одному гипермаркету в Санкт-Петербурге, Самаре, Казани, Уфе и два в Москве.
- Атмосфера вокруг закона о торговле, который не могут принять вот уже лет 5, в последнее время весьма накалена. Каждый пытается внести свою лепту. Невольно вспоминается российский футбол, когда каждый зритель у телевизора точно знает, как правильно надо забивать. Все знают, как надо регулировать торговлю?
- Если отбросить риторику и вдумчиво ознакомиться с текстом законопроекта и той позицией, которую занимают Минпромторг, профильный комитет ГД - Комитет по экономической политике и предпринимательству, можно отметить, что они достаточно взвешенные.
Надо отдать должное той группе депутатов ГД, которая пытается сделать модель адекватной, не поддаются соблазну заработать политические очки на законопроекте. Отрадно, что здравое большинство законодателей не ставит задачу создать для ритейлеров невозможные условия для развития в России и, в конце концов, задавить цивилизованную форму торговли, выгнав покупателей в ларьки и на рынки. Это позволяет надеяться, что закон будет сбалансированным. И будет учитывать, в первую очередь, интересы российских потребителей, для которых и работают торговые сети.
- "АШАН" присутствует на рынках 12 стран. Какие ограничения накладывают законы о торговле за рубежом? Известно, что во Франции регулирование отрасли привело к повышению цен и теперь страна занимает второе место в Европе по дороговизне товаров.
- Что приводит к снижению цен? Только свободная конкуренция. Во Франции начали регулировать отношения между поставщиками и ритейлерами в середине 70-х годов, со временем вносились все новые и новые дополнения, сказывалось лоббирование поставщиков, и, в конце концов, рынок "заморозился", стал слабоконкурентен. В итоге - за все расплачивается конечный потребитель, цены на продукты неимоверно высоки.
- Так, может, надо предостеречь Россию от лобби производителей?
- Очень часто цель поставщиков заключается в том, чтобы продать свою продукцию как можно дороже. Дороже для покупателей. Они изобретают новые упаковки, новые рецепты, придумывают добавленную стоимость - делают все, чтобы поднять цену и тем самым увеличить свою прибыль. Сейчас в кризис многие производители уменьшают фасовку, вес товара (не литр молока, а 900 гр.), а цену пытаются оставить ту же самую, пытаясь обмануть клиента.
Мы же, говорю про "АШАН", заинтересованы в том, чтобы быть честными с клиентами, чтобы в наших магазинах всегда удерживались низкие цены, чтобы как можно больше покупателей могли приобретать у нас как можно больше качественных товаров. "АШАН" реализует политику дискаунта, а это подразумевает большие объемы продаж широкого ассортимента товаров за счет выставления низкой торговой наценки. То есть мы зарабатываем не на цене, а на объемах реализуемого товара. Для нас выгоднее гарантировано продать 10 товаров за 10 рублей, чем один товар за 100 рублей.
Если закон не позволит ритейлерам развиваться, конкурируя друг с другом, если мы не сможем достаточно свободно вести переговоры с поставщиками, мы не сможем предложить нашим покупателям низкие цены. За 7 лет присутствия "АШАН" на российском рынке рост средней цены товаров продовольственной группы в "АШАН" был на 35% ниже уровня официальной инфляции, объявленного государством. Поэтому российские покупатели, все чаще и чаще отдают предпочтение нашим магазинам. Регулирование торговли должно быть очень аккуратным. Именно конкуренция может ответить на ожидания покупателей - обеспечивать низкий уровень цен на широкий ассортимент качественных продуктов.
- Неужели торговые сети с поставщиками находятся в состоянии войны?
- Мы зависим друг от друга. Поставщикам нужен сбыт, а торговые сетям - полки с продукцией и покупатели. Поэтому мы договариваемся каждый год об условиях сотрудничества и находим удобный компромисс. Если закон будет слишком регулировать переговоры между поставщиками и ритейлерами, то исчезнет смысл переговоров, не будет сотрудничества, а, значит, будет поставлен крест на развитии рынка. У производителей пропадет стимул улучшать качество своей продукции и работать с себестоимостью.
Торговые сети при переговорах с поставщиками отстаивают интересы покупателей, так как они наши клиенты. Например, зимой, в пик кризиса, когда многие потребители лишались работы и переходили на более дешевые продукты, к нам пришли поставщики с требованием повысить цены из-за растущего доллара. Парадокс в том, что их расходы не увеличились: они закупают сырье в России за рубли, продают продукцию в рублях, оплачивают труд своих работников в рублях и, конечно, зарплату не повышают. Почему по их просьбе мы должны на 25% увеличить розничную цену, ставя под удар покупателей?
- В какой степени, Вы считаете, допустимо вмешательство государства в бизнес?
- Конечно, государство должно регулировать появление негативных практик. Но основной ролью государства является поддержка свободной конкуренции, создание условий для нее. Только конкуренция может поднять качество продукции, улучшить сервис для клиентов и снизить цены. А ведь это именно то, чего желают все покупатели.
- Какие положения проекта закона требуют доработки?
В основном законопроект, разработанный Минпромторгом, является более или менее взвешенным и близок позиции "АШАНА" в плане отсутствия явных перекосов в сторону производителей, переработчиков, поставщиков или торговых сетей. Однако, отдельные положения законопроекта и поправок, внесенных перед вторым чтением, вызывают тревогу и непонимание.
Например, предлагается ввести ограничение до 25 % доли рынка, которую торговая компания может занимать на определенной территории. Почему в законопроекте тогда ничего не говорится об ограничении доли поставщика? В России есть очень много монопольных рынков. Каковы доли известных крупных производителей молочной продукции или мясной? Какие доли занимают в России мировые производители сладких газировок? Никто об этом не говорит. Почему нужно регулировать конкуренцию одних и не регулировать конкуренцию других?
- Кстати, ФАС обратилась в Минпромторг и комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству с рекомендацией отсрочить до 2014 года вступление в силу 16-й статьи закона "О торговле", которая запрещает развитие сетям с долей в 25% в муниципалитетах, в Москве и Санкт-Петербурге.
- В той или иной форме механизмы антимонопольного регулирования присутствуют во всех странах, где работает "АШАН". Само по себе стремление государства к антимонопольному регулированию понятно. Важно, однако, четко проработать механизм такого регулирования. С этой точки зрения сегодня к вступлению в силу 16 статьи в России никто не готов, ни муниципалитеты, ни Росстат, ни сам ФАС, даже нет четкой методики расчета доли рынка. Поэтому отсрочка вступления в силу данной статьи - единственный разумный вариант.
- Как, по Вашему мнению, принятие закона о торговле отразится на российском рынке?
- Пока сложно сказать. Мы ждем окончательной и понятной редакции закона. Каждое слово в законе важно и влечет последствия. Много моментов надо уточнять. Не хватает регламентов, подзаконных актов. Тем не менее, мы убеждены - в любом случае, закон внесет свой вклад в развитие российского рынка.
Не секрет, что закон о торговле очень политизирован: поставлена политическая задача его оперативно принять. Внутриотраслевые противоречия выплеснулись на уровень федерального правительства, руководства страны. Сможет ли один этот закон отрегулировать отношения между поставщиками и сетями, производителями сырья и переработчиками, защитит ли он потребителя - вопрос открытый, впереди предстоит большая серьезная работа. Хорошо, что движение в этом направлении началось. Однако, мечтать, что все сложные моменты будут сразу сняты одним законом, - иллюзия.
- Почему торговые сети не смогли достаточно пролоббировать свои интересы, как поступили поставщики?
- Сами разработчики законопроекта соглашаются с тем, что закон защищает в основном интересы производителей. В какой-то степени это результат нежелания отдельных игроков из числа сетевых операторов договариваться о правилах сотрудничества с поставщиками. Еще 2-3 года назад они даже слышать не хотели о введении государственных норм и не шли ни на какие компромиссы. Тем не менее сейчас очень важно, как говорят в России, не перегнуть палку, сохранить взвешенный сбалансированный подход к регулированию торговли. Ведь если закон избыточно защитит интересы сельхозпроизводителей в ущерб интересам торговли - пострадает потребитель. У поставщиков исчезнет стимул снижать себестоимость и повышать качество своей продукции - а значит повысятся цены для потребителя.
Что же касается позиции "АШАН", мы как международная компания всегда работаем в рамках законодательств тех стран, на рынках которых присутствуем.
- Проект закона не содержит требований к самим поставщикам. Какие требования, будь Ваша воля, вы бы включили в закон?
- Наши основные требования к поставщикам - это качество товара, гарантия сроков поставки и гарантия поставки необходимого сети количества товара. К сожалению, сейчас мы в России сталкиваемся с проблемами по трем перечисленным пунктам.
- Какие положения закона о торговле действительно принципиальны в работе ритейлеров?
- За всех ритейлеров говорить довольно сложно, изложу позицию нашей компании. Возьмем наиболее обсуждаемые сегодня темы.
Первое - установление предельных сроков отсрочки платежей поставщикам за поставленный товар.
Позиция "АШАН" заключается в том, что сроки отсрочки должны быть обусловлены сроком годности продукта и должны учитывать техническую возможность осуществления расчетов и документального оформления поставки. Изначально срок отсрочки платежей предлагалось считать в рабочих днях, и это было логично - платежи завязаны на работу банков. Сейчас речь идет об исчислении отсрочки в календарных днях. Поэтому "АШАН" поддерживает идею увеличить предложенный законопроектом срок, иначе технические сложности не позволят ритейлерам оплатить товары ранее двух недель от даты их поставки. Предлагаемая схема с установлением трех сроков платежей для продовольственных товаров - 14, 30 и 45 календарных дней - в зависимости от видов продукции, кажется нам наиболее логичной..
Второе - возможность государственного регулирования цен на продукты.
Мы исходим из рыночных принципов свободной конкуренции. Поэтому "АШАН" против государственного регулирования цен. Если государство регулирует цену, то ее не регулирует рынок. Это не дает развиваться ни торговым сетям, ни поставщикам, и в итоге страдает потребитель. Сейчас в одной из поправок к законопроекту предлагается более разумный, компромиссный вариант: цена может регулироваться государством временно, только в условиях форс-мажора - например резкого (более 50%) необоснованного повышения стоимости товара. Однако, нам кажется, что если государственное регулирование, даже в таком виде, все же будет введено законом , то будет логично, если оно затронет всю цепь - производителя, переработчика, поставщика и сеть.
Третье - антимонопольное регулирование.
Мы считаем, что в 16 статью должны быть добавлены уточнения. Статья говорит о предельной 25%-ной доле рынка. Как будет измеряться рынок, в чем? Мы ждем разъяснения закона, вопрос по границам рынка не решен. Сегодня торговые центры притягивают не только жителей близлежащих районов, люди едут в "АШАН", да и в другие гипермаркеты издалека. Большой поток покупателей приезжает за 30-40 километров от места жительства, даже из других городов. Вокруг Москвы много торговых центров, расположенных фактически на территории других городов, например, "Мега Химки". Но говорить, что торговый центр заточен на жителей Химок несправедливо, его посещают в большей массе жители Москвы. В этом смысле целесообразно было бы расширить пределы границ доминирования до субъекта РФ.
- По каким признакам станет понятно, принятый закон рабочий или нет?
- Если появится инфляция и никаких улучшений по ассортименту, ценам, сервису для потребителя не будет, закон не достигнет своих целей.
- Только зародившийся цивилизованный российский ритейл сейчас переживает не лучшие времена: нехватка ликвидности за год ощутимо перекроила рынок, экономический кризис сильно ударил по закредитованным сетям, а тут еще государственное изменение правил игры. Из торговых сетей не ушел покупатель? Как изменилась структура потребительского спроса?
- Снижения трафика в магазинах "АШАН" нет - мы наблюдаем даже рост количества клиентов, приходящих к нам. Что касается размера среднего чека, то он остался практически на прежнем уровне, но количество товаров в корзине, конечно, сократилось. В момент кризиса, наша ценовая политика наиболее соответствует ожиданиям наших покупателей, цены в "АШАНЕ" стабильны и даже опускаются. С 1 июля мы снизили цены на 1500 наименований товаров - колбасные изделия, мясные, овощные и рыбные консервы, молочные продукты, сыры, майонез и другие продукты.
Кризис стал хорошей проверкой для ритейлеров. Из кризиса выйдут те ритейлеры, которые действительно заботятся о своих покупателях. Мы должны каждый день биться за покупательную способность наших клиентов, чтобы они имели возможность делать запланированные покупки. Я верю, что торговые сети, которые думают больше о своих клиентах, чем о собственной прибыли, с успехом справятся с кризисом.