Банки стран "двадцатки" могут обложить новым налогом. Его предлагается собирать в специальный фонд, а потом помогать кредитным организациям при возникновении проблем. Такую идею обсуждали в минувшие выходные главы минфинов и центробанков стран G20 на встрече в Шотландии.
Однако реализовать это предложение будет непросто, заявил вчера первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Такой налог сложно вводить и администрировать, пояснил он журналистам. В то же время, по его словам, ЦБ будет изучать опыт других стран в этой сфере. "Это не закрытая дверь. Есть страны, которые вводят такой налог. Надо посмотреть на этот опыт", - заметил Улюкаев.
Внедрение нового механизма по снижению рисков, связанных с крупными банками, было названо в итоговом коммюнике встречи одним из четырех приоритетов по реформированию финансовой системы. По сути, речь идет о том, чтобы впредь их спасение не оплачивали налогоплательщики. Ведь именно антикризисные расходы на финансовую систему оказались самыми значительными в большинстве стран. Взимать с банков новый "всемирный налог" для создания стабилизационного фонда предложил премьер-министр Великобритании Гордон Браун. В общих чертах эта идея, заметим, уже звучала и раньше, но не находила поддержки. В Шотландии ее неожиданно для многих одобрил еще и министр финансов США Тимоти Гайтнер.
Для банков могут установить определенный процент отчисления от международных переводов, а затем из собранной суммы им будет оказываться необходимая поддержка, пояснил "РГ" первый вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. Деньги, предполагает он, могут аккумулироваться в едином фонде под контролем Международного валютного фонда или Всемирного банка. Вносить свою лепту каждая страна будет в зависимости от мощности финансовой системы. Для банков новация не станет накладной. Скорее всего, они заложат платежи в комиссионные, как делают это при проведении операций и сейчас, предполагает эксперт. Так что, по большому счету, создание нового фонда все равно профинансируют налогоплательщики. Но правительствам не надо будет заниматься поиском других источников поддержки банков, поясняет Хандруев. Впрочем, пока идея, по его словам, сырая: надо просчитать потенциальный объем фонда, величину нагрузки. Кроме того, для реализации идеи странам "двадцатки" надо будет проявить определенную политическую волю, не исключено, что впоследствии к ней присоединятся и другие государства, отмечает собеседник "РГ". Предложение о введении "мирового налога", которые должен подготовить МВФ, представители G20 намерены более детально обсудить на своей встрече в следующем году.
А к марту Совет по финансовой стабильности должен подготовить отчет и о том, как страны выполняют еще одну рекомендацию - по увязке бонусов банкиров с результатами их работы. Это предложение также вошло в коммюнике в качестве одного из приоритетов. На его принятии, как и на сентябрьской встрече, настаивала Франция. В этой стране уже вступил в силу закон, по которому премиальные должны выплачиваться частями и состоять не только из наличных денег, но и из акций. А если банк несет потери, то бонусы не выдаются вовсе. Французы хотели, чтобы подобные законы приняли и все остальные государства "двадцатки". Но пока какие-то жесткие стандарты для всех не прописаны. Третий приоритет касается усиления пруденциального надзора. К концу следующего года свои рекомендации по этому поводу должен подготовить Базельский комитет по банковскому надзору. Четвертый приоритет - борьба с уклонением от налогов и офшорными зонами.
Банк России, заметил вчера Улюкаев, будет следовать рекомендациям "двадцатки". "Идеологию мы разделяем, а все остальное - предмет обсуждения", - уточнил он. В России каких-то общих правил по выплате бонусов нет. Их можно внедрять для банков, получающих господдержку, это будет справедливо, полагает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Но таких кредитных организаций немного. А жестко регламентировать все остальные банки опасно: у менеджеров должна сохраняться здоровая мотивация к получению прибыли, объясняет собеседник "РГ". Банкиры, по его наблюдению, и сами "тщательно считают деньги", когда речь идет о премиальных.
Между тем, как стало понятно в Шотландии, страны "двадцатки" не будут торопиться со сворачиванием мер по поддержке экономики. Однако к январю следующего года государства договорились разработать национальные и региональные программы и прогнозы посткризисного восстановления экономик. Как сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин: "Наша конечная цель - перейти к скоординированной политике. Но до нее пока далеко".
В России, по оценке Кудрина, положение отличается от других стран - наша экономика была перегрета накануне кризиса, инфляция составляла больше 13 процентов. Поэтому существенно наращивать расходы для нашей страны опасно. Уровень бюджетных расходов в 2010 году будет на уровне текущего года. Однако это в среднем на 30 процентов выше, чем в 2008 году, рассказал Кудрин. Сохранятся меры по борьбе с безработицей, поддержке банковской системы, субсидированию кредитных ставок для реального сектора, будет расширена поддержка автопрома.