Российский президент принял участие в торжествах по случаю падения Берлинской стены.
Ровно двадцать лет назад не стало преграды, разъединяющей восточную и западную часть Германии. Да и не только две части одной страны - на протяжении почти трех десятилетий это уродливое сооружение разделяло Европу по идеологическому и экономическому принципу. Обтянутая колючей проволокой бетонная стена длиной 155 км и высотой до 3,6 м препятствовала свободному общению восточных и западных немцев.
В 80-х начались протестные демонстрации, а в 1989 году было принято решение не применять огнестрельное оружие против перебежчиков. И вот теперь Берлин устроил масштабный "Праздник свободы" в честь 20-летнего юбилея события. На месте стены возвели новую преграду, но уже гораздо более миролюбивую, чтобы символически ее обрушить. Новая баррикада состоит из пенопластовых 20-килограммовых костяшек домино, разрисованных юными художниками.
Российский президент высказал свое мнение по поводу событий двадцатилетней давности накануне в интервью германскому "Шпигелю": "Берлинская стена, как известно, всегда была символом раздела Европы, раздела двух цивилизаций, раздела ценностных ориентиров. И ее падение воспринималось как продолжение курса на объединение Европы". И хотя часть надежд не оправдалась, объединение Европы все же произошло.
"Это событие, которое выходит за локальные рамки. Оно положило начало двадцатилетию, которое повлияло на новый этап в развитии международных отношений и создало новые императивы в международных делах", - добавляет помощник президента Сергей Приходько. По его словам, участием в церемонии Кремль хочет подчеркнуть необходимость падения и других стен, которые возникают в Европе в последние годы. "Этот визит находится в русле инициативы Дмитрия Медведева по подписанию нового Договора о европейской безопасности", - уточняет он.
Канцлер Германии Ангела Меркель назвала падение Берлинской стены счастливейшим днем в новейшей истории страны. В тот день, лишь узнав о случившемся, будущий канцлер вместе со многими другими перешла "границу" и даже выпила пива в каком-то гостеприимном западногерманском доме. Правда, она считает, что черту под историей ГДР подводить рано, ведь это значит забвение: "Во-первых, этого не получится, а во-вторых, я убеждена, что нам необходимо постоянно помнить о том, что было, с тем, чтобы строить будущее". "Как мы разъясним ценность свободы, если будем замалчивать опыт несвободы?" - резонно заметила Меркель.
Помимо участия в торжественных мероприятиях, Медведев провел переговоры со своим французским коллегой Николя Саркози, который, как выяснилось, тоже был непосредственным участником событий 1989 года и даже поучаствовал в разрушении стены. Уже дважды за последнее время им не удавалось побеседовать тет-а-тет: в Аквиле на заседании "восьмерки" и на саммите "двадцатки" в Питсбурге. Теперь появился шанс наверстать упущенное.
Переговоры прошли в пятизвездочном отеле "Ритц-Карлтон". Российский лидер обратился к французскому тепло и по-дружески, назвав его "дорогим Николя". Хотя поводом для встречи стало падение Берлинской стены, Медведев подчеркнул, что это не значит, что другие вопросы не будут обсуждаться. "Хотя мы встречаемся регулярно, есть желание общаться чаще и более предметно", - добавил он. Тем более что, по мнению российского президента, атмосфера германской столицы гораздо удобнее - "здесь более комфортное для нас время, чем в Нью-Йорке, европейское время, поэтому проще разговаривать".
В свою очередь Саркози заметил, что счастлив встретиться. Он сказал, что высоко ценит усилия, которые российский коллега прилагает для модернизации страны. "Я также очень ценю открытость, с которой Вы выступаете во всех дискуссиях и разговорах, касающихся России, Франции и Европы", - выступил с ответным комплиментом француз. Продолжив серию обмена любезностями, он назвал Медведева "очень стабильным партнером" и перечислил вопросы, которые надо предметно обсудить. Среди них подготовка к конференции ООН по климату в Копенгагене, ситуация в Иране, необходимость нового импульса мирного процесса на Ближнем Востоке, отношения Европы и России, вопросы общей безопасности. "Видите, у нас немало работы", - картинно развел руками Саркози, и на этом открытая часть беседы закончилась.
Вечером практически все лидеры европейских государств собрались на торжественном приеме, на котором их преветствовал президент Германии Хорст Келер. Торжество было недолгим, ведь приглашенные лидеры спешили на площадь Бранденбургских ворот, где их ждали основные мероприятия по случаю двадцатилетия крушения Берлинской стены. Под проливным дождем и высокие гости, и простые немцы ждали главного события - разрушения импровизированной "стены" из разукрашенных художниками разных стран домино.
Впрочем, сначала гостей ждал небольшой концерт. И лишь после него большинство приехавших на празднование выступили с речами, посвященными этому событию. Первым говорил мэр Берлина, который не забыл практически всех тех, кто "приложил руку" к разрушению Берлинской стены. И тех, кого называли страшным по тем временам словом "перебежчик", и тех, кто действовал политическими методами. В число последних попали американские президенты, начиная с Кеннеди и заканчивая Бушем-старшим, руководитель Польши Лех Валенса. Особенно мэр Берлина благодарил Михаила Горбачева, которому участники апплодировали бурно.
Вторым речь держал президент Франции Николя Саркози, видимо, как ближайший партнер объединенной Германии. Он также говорил о том, что падение Берлинской стены стало знаковым событием для всей Европы. А заодно и предложил разрушить другие разделяющие нынешний мир стены - стены непонимания.
Вслед за ним выступил и российский президент. Дмитрий Медведев совершил небольшой экскурс в историю, напомнив, что без тех процессов, которые в то время набирали силу в СССР, было невозможно падение Берлинской стены. "Конечно, мы не должны забывать, что ее (Берлинской стены) падение было предопределено, подготовлено теми преобразованиями, которые тогда набирали силу в Советском Союзе, других государствах", - сказал он. Медведев отметил, что роль СССР была решающей и в разгроме нацизма, и спустя 44 года в процессе мирного воссоединения Германии. Оба эти события, по словам российского президента, принесли Европе свободу и прогресс и стали поворотными для судеб мира. "А сегодня, когда мы все утверждаем, что нормы открытого сотрудничества, в том числе и преодолевая трудности текущего времени, отвечая на проблемы кризиса, мы понимаем, сколь значимы были события 20-летней давности. Именно в этот период была разрушена Берлинская стена, стена, которая означала противостояние между людьми, между близкими людьми", - сказал глава российского государства.
Медведев заявил, что это была стена не только между двумя частями одной страны, но и между народами Европы в целом. "Мы обязаны помнить и о том, что путь к германскому единству был связан с той открытой позицией огромного количества людей и, конечно, с позицией руководства Советского Союза. В результате этого произошло воссоединение семей, люди наконец смогли увидеть друг друга, ликвидирован был "железный занавес", ликвидированы были границы", - сказал Медведев. Впрочем, одними историческими моментами российский президент не ограничился, обратившись уже к настоящему времени. Выразив надежду на то, что период конфронтации закончился, Медведев отметил важность перехода к многополярному миру. "Здесь, в Берлине, все мы надеемся на то, что период конфронтации ушел в прошлое. Переход к новому, многополярному миру сегодня является очень важным для большинства стран", - сказал российский президент. По его словам, объединительная повестка дня по-прежнему актуальна сейчас, так как мир столкнулся с новыми, глобальными угрозами, включая терроризм, которым противостоять можно только сообща, навсегда отказавшись от политики разделительных линий.
Несколько последних слов Дмитрий Медведев произнес уже по-немецки, признавшись в любви к Берлину.