10.11.2009 00:19
В мире

Падение Берлинской стены отразилось на отношениях России и Германии

Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №43 (727)
Читать на сайте RG.RU

20-летие падения Берлинской стены обозначило прин ципиально новый этап не только в европейской интеграции, но и в отношениях России с Германией и Евросоюзом.

По уровню экономического и особенно промышленного развития Восточная Германия даже осенью 1989-го была наиболее мощным государством теперь уже бывшего советского блока. Поэтому восточногерманский потенциал - промышленный и научно-технический - помог выдвижению единой Германии на лидирующие позиции в Европе. И объединенная Германия, возникнув ровно через год после падения той стены, стала главным экономическим партнером России. Что связано и с тем, что очень многие восточногерманские предприятия, хотя и в новых формах, продолжают свое давнее взаимодействие с российскими партнерами.

Так, вся промышленность и энергетика не только экс-ГДР, но и Западного Берлина до сих пор работают на российских нефти и газе. Поставки другого российского сырья теперь уже бывшим ГДР и Западному Берлину осуществляются и сегодня - почти в прежних объемах. Это подтверждает экономическую роль и того события 20-летней давности, и роль Германии во внешнеэкономической политике России. А обусловлена роль нынешней Германии для РФ и тем, что еще с 1970-х годов ФРГ стала среди "капиталистических" стран Европы главным экономическим партнером СССР. Причем прежняя ФРГ была самым крупным в Европе импортером российского газа.

Падение Берлинской стены подвело черту под сущест вованием в Европе взаимно конкурировавших экономических блоков - восточного (СЭВ) и западного (ЕС). Почти все страны - члены бывшего СЭВа вскоре оказались в финансово-экономической "орбите" как Германии, так и Евросоюза. Характерно, что тогдашний канцлер ФРГ Гельмут Коль еще в 1989-м выступил за активное экономическое проникновение на восток Европы.

На характер российско-германских отношений не может не влиять доминирующее экономико-политическое присутствие Германии не только в Восточной Европе, но и в странах Балтии. И как тут не вспомнить стратегический прогноз Г. Коля 1991 года: "Мы, немцы, поставим на карту свое будущее, если ограничимся только национальными интересами".

Что касается перспектив российско-германских экономических связей, примечательно мнение депутата ландтага Баварии от правящей партии ХСС Маркуса Блюме: "Германия не ставит РФ на первое место в своих приоритетах, ибо у нее в принципе не может существовать подобной градации. Все приоритеты определяются через призму ЕС. Но доверие между обеими странами растет. Менее 50% немцев понимают, что такое газопровод "Северный поток", но, когда этот проект будет завершен, улучшение снабжения газом Германии станет серьезным аргументом для укрепления связей между двумя странами".

Германия