10.11.2009 00:32
Экономика

Структура рынка сельхозтехники меняется в сторону более мощных машин

Структура рынка сельхозтехники меняется в сторону мощных машин
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №43 (727)
Читать на сайте RG.RU

Эксперты полагают, что агрокомплекс в ближайшее время может сделать большой шаг вперед. Но прогресс в сельском хозяйстве невозможен без внедрения новой эффективной техники. Откуда ее взять? О том, как развивается отечественное машиностроение для села, нашему корреспонденту рассказал президент российского Союза производителей сельскохозяйственной техники "Союзагромаш" Константин Бабкин.

- До последнего времени на рынке сельхозтехники наблюдался стабильный рост, но его структура менялась. В чем это выражалось?

- Структура менялась в пользу более мощных, более крупных машин, энергонасыщенных и производительных. Сейчас мощность самого востребованного трактора - 370 лошадиных сил. А, скажем, двадцать лет назад самым востребованным был трактор ДТ-75 мощностью всего 75 лошадиных сил. Комбайны сейчас стали гораздо производительнее. Двадцать лет назад комбайнера, который убрал 2000 тонн зерна, представляли к званию Герой Труда, а сейчас наши комбайны собирают по пять с половиной тысяч тонн. Большой прогресс отмечается в последние 10-15 лет. Но сейчас в связи с кризисом спрос, конечно, упал.

- Мощные машины хороши для больших хозяйств, которые у нас сосредоточены в основном в южных регионах, но у нас ведь еще есть фермерские хозяйства...

- Есть фермерские хозяйства, где поля невелики и урожайность невысокая. Для них производятся небольшие машины, например, Ростсельмаш с 70-х годов выпускает комбайн "Нива", который до сих пор пользуется устойчивым спросом у фермеров и в хозяйствах, где урожайность невелика. На Севере, в Средней Азии в Азербайджане "Ниву" очень любят. Для них, конечно, техника тоже производится, но основной тренд в сторону более мощных машин. В тех регионах, где невысокие урожаи и небольшие поля, сельское хозяйство находится в депрессивном состоянии, порядка 40 миллионов гектаров, которые ранее обрабатывались, сейчас заброшены. Это главным образом Нечерноземье, где не так рентабельно заниматься сельским хозяйством, как на юге. Поэтому спрос на небольшие машины не растет.

- Какова доля отечественной и импортной сельхозтехники и как меняется соотношение?

- До кризиса импорт техники рос стремительными темпами. Этому способствовала экономическая политика правительства. Минсельхоз вел политику на привлечение западных машин и технологий. Поэтому до кризиса импорт рос очень быстро и в 2008 году достиг 55 процентов. Но сейчас он снизился, некоторые иностранные поставщики техники снизили продажи в России в 3-5 раз, и теперь российская техника на рынке составляет уже 65 процентов.

- Откуда мы импортируем сельхозтехнику?

- Первое место среди импортеров занимает Германия, второе США, далее -Украина. Но на Украине сейчас ситуация тяжелая, там сейчас никто не занимается поддержкой машиностроения. Украинцы нам предлагали сотрудничество, но мы не решились разместить там свое производство комбайнов - просто невыгодно.

- Говорят, что наша сельхозтехника не совсем наша, потому что многие узлы и детали поступают к нам с Запада?

- В новых комбайнах четверть комплектующих закупается за рубежом. А вообще по отрасли 65 процентов комплектующих производится у нас в стране и примерно 10 процентов в Белоруссии.

Вообще белорусские производители находятся в более благоприятных условиях, нежели наши, там машиностроение пользуется государственной поддержкой. Там, например, поддер живают экспорт, если российский потребитель берет кредит, чтобы купить трактор "Беларусь", то ему 100 процентов ставки рефинансирования датируется из белорусского бюджета. Это очень стимулирует потребителей. Если российский потребитель покупает российскую технику, то ему субсидируется только 80 процентов ставки. Так что выгоднее покупать белорусскую технику. Если, скажем, Ростсельмаш попытается продать комбайн в Белоруссию, то это ему не удастся, потому что белорусский рынок для нас закрыт. Это правильно, потому что каждая страна должна поддерживать своих производителей, но условия конкуренции у нас не равные. Там налоги для машиностроителей снижаются, у нас - повышаются.

Нам нужны равные условия конкуренции, для этого нужно либо ограничить присутствие белорусских машин на нашем рынке, либо поддерживать отечественное производство так же, как поддерживает правительство Белоруссии своих: снижать налоги для тех, кто модернизирует производство и обновляет парк выпускаемой техники, поддер живать экспорт. Этот путь предпочтительнее. Но сегодня легче добиться ограничения на ввоз иностранной техники, чем поддер жки производства.

- Как может отразиться на отрасли вступление России в ВТО?

- Сейчас российский рынок открыт для всех, а внешние рынки закрыты. Вступление в ВТО заморозит эту ситуацию. Сельское хозяйство и машиностроение у нас будут в депрессивном состоянии всегда, потому что юридически закрепятся неравные условия конкуренции. Мы не сможем тогда принимать меры поддер жки машиностроения, на которые надеемся. Украина вступила в ВТО, Киргизия, Молдавия, и что - там процветает экономика? А Белоруссия и Казахстан не вступили в ВТО, и там дела обстоят гораздо лучше.

- Сельхозтехника достаточно дорога, существуют ли какие-то программы поддержки агрофирм, которые закупают технику?

- Есть субсидирование процентных ставок, когда хозяйство берет кредит на покупку оборудования. Вот, пожалуй, и вся помощь. Есть еще лизинг, но нам бы хотелось, чтобы к структуре "Рос агролизинга" предприятия имели равный доступ. Вроде бы система лизинга делает технику для крестьян более доступной, но эта система делает рынок менее предсказуемым. Не известно, купят ли у нас технику или не купят. Если купят, то сколько. И если существуют два или три конкурента, то могут купить у одного. Это негативно сказывается на планировании. Сейчас нам не известно, в следующем году будет техника закупаться или не будет.

- Как кризис сказался на состоянии отрасли?

- Процентов на 40 снизилось производство по сравнению с прошлым годом. Многие предприятия работают неполную рабочую неделю, где-то три дня в неделю, где-то четыре. Есть предприятия, которые совсем остановились. Наши зарубежные коллеги гораздо меньше страдают от кризиса, и это дает им возможность закрепиться на нашем рынке. Американские и европейские коллеги из кризиса выйдут гораздо быстрее, чем мы. В Америке сейчас кредиты стоят 4 процента, а здесь 17-19 процентов. Крепко подумаешь, стоит ли брать такой кредит. К сожалению, государство не озабочено этой ситуацией.

- Сколько предприятий сейчас работает в отрасли? Кто лидирует и благодаря чему?

- В России 60 компаний, для которых основная специализация - производство сельхозтехники. Флагманом отрасли является Ростсельмаш. Он производит более половины российских сельхозмашин.

Доля российский и зарубежной продукции на рынке сельхозтехники, млн долларов

Промышленность АПК