10.11.2009 00:15
Власть

Депутаты обещают сделать более понятным регулирование госзакупок

Депутаты обещают сделать более понятным регулирование госзакупок
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - : №43 (727)
Читать на сайте RG.RU

К первому чтению в Госдуме готовятся очередные поправки в закон о госзакупках. Инициатором новых законодательных инициатив стал председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. Депутат предлагает устранить неоднозначное понимание норм закона о госзакупках и упростить жизнь государственным заказчикам с помощью использования запроса котировок. Речь в первую очередь идет о строительстве и капитальном ремонте. Сегодня нормы законодательства предусматривают, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту осуществляются путем проведения аукционов либо путем проведения конкурсов или аукционов. Возможность размещения указанных заказов без проведения торгов не предусмотрена.

Как рассказал "РБГ" Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок Тендеры.ру, к сожалению, работа над 94-ФЗ велась не системно. Этот закон был принят в сжатые сроки в надежде поставить очередной заслон на пути коррупции. Следствием явились многочисленные ошибки и нечеткости, которые периодически выявляются и устраняются. Одной из таких проблем было однозначно прописанное требование о размещении заказа на капитальный ремонт и строительство исключительно на основе торгов, без возможности даже при незначительных объемах использовать более простые процедуры. "Можно предположить, что разработчики закона имели в виду иное, но с юридической точки зрения требование трактуется, увы, категорично, - говорит эксперт. - В результате доходит до ситуаций курьезных (хотя веселого тут маловато) - ради замены одного окна заказчик обязан тратить полтора-два месяца и значительные средства для проведения аукциона, при цене вопроса в несколько тысяч рублей. При этом ФАС и минэкономразвития из самых благих побуждений официально информируют заказчиков, что указанное требование закона можно игнорировать (что, опять же, с юридической точки зрения - абсурд и чревато серьезнейшими проблемами). Устранить данную ошибку и призвана очередная инициатива депутатов".

По словам Сергей Габестро, председателя совета директоров МТС "Фабрикант", предлагаемые изменения в ФЗ-94 установят на законодательном уровне нормы, закрывающие в нем пробелы, что сделает более четким и понятным правовое регулирование госзакупок. По сути, произойдет совершенствование юридической техники закона. Это позволит избежать двойного толкования норм. Также у госзаказчиков отпадает необходимость при принятии решений о способах размещения заказа руководствоваться письмами минэкономразвития и ФАС, которые до настоящего времени разъясняли указанный порядок применения этих норм закона. "С другой стороны, мы видим, что в закон пытаются провести возможность размещения госзакупок стоимостью до 500 тысяч рублей у единственного поставщика либо путем запроса котировок, - рассказал "РБГ" эксперт. - Что, на мой взгляд, недопустимо. Дело в том, что сейчас государственная закупочная система не отстроена, по сути, она находится в зачаточном состоянии. Вносить изменения, упрощающие процесс закупок, в данный момент недопустимо. Либерализировать процессы можно, когда они уже существуют и отстроены, что нельзя сказать о нынешней ситуации в сфере госзакупок".

По мнению эксперта, на практике введение подобной поправки в ФЗ-94 может привести к увеличению коррупционности в сфере госзаказа. Совершение госзакупок стоимостью до 500 000 рублей будет проводиться непрозрачно, зачастую с нарушениями, уверен эксперт.

В свою очередь Алексей Калинин, старший менеджер департамента государственного консалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем", считает, что идея законопроекта понятна - упростить жизнь государственным заказчикам, дать возможность более активно использовать внеконкурсные закупки. Однако весь 94-ФЗ и вообще уточнения в законодательство о госзакупках в последние годы были направлены именно на построение всевозможных барьеров на пути применения закупок без конкурса или аукциона. Котировка и закупка у единственного источника обладают высоким коррупционным потенциалом, и в этом смысле их использование действительно подлежит жесткому ограничению.

"В законопроекте действующие ограничения фактически предлагается ослабить, а в качестве аргументации утверждается, что "Принятие законопроекта позволит государственным и муниципальным заказчиком оперативно размещать заказы на сумму до 500 тысяч рублей и будет способствовать эффективному использованию бюджетных средств", - пояснил эксперт. - К сожалению, прямая связь между оперативностью и эффективным использованием средств - отсутствует. Напротив, зависимость может оказаться обратной, так как потенциально наиболее эффективный поставщик может оказаться не осведомлен о проведении закупки. Да и ситуация, когда разница в сроках между проведением аукциона (20 дней со дня объявления о проведении) и котировки (7 дней) оказывает существенное влияние на эффективность - очень редка. По затратам на проведение котировка и аукцион также не слишком отличаются. Да, формально законопроект закрепляет позицию, ранее уже содержавшуюся в письмах Минэкономразвития России; в то же время думается, что указанная позиция также весьма дискуссионна, по крайней мере в вопросе закупки из единственного источника следовало бы сохранить жесткость (запретив такие действия в отношении перечня "аукционных" товаров), а при разрешении закупок при помощи котировочных заявок - четко ограничить перечень товаров (сделать его более узким), ввести дополнительные условия применения упрощенной процедуры, - например, категории государственных заказчиков или что-то подобное".

Госуправление Бизнес Госдума