Государство намерено взять под контроль закупочную деятельность госкорпораций, естественных монополий и организаций коммунального хозяйства.
Действующий сегодня закон о госзакупках касается лишь органов власти всех уровней. Теперь же решено по сути распространить его действие на хозяйствующие субъекты с государственным участием.
Вчера в Государственном университете-Высшая школа экономики состоялось публичное экспертное обсуждение законопроекта, подготовленного министерством экономического развития, "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального хозяйства". Нормы будущего закона предполагается также распространить и на дочерние организации, в которых госкорпорации (ГК), субъекты естественных монополий (ЕМ) и организации коммунального комплекса имеют более 25 процентов голосующих акций или уставного капитала.
Цели и задачи законопроекта исключительно достойные - обеспечить целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ и услуг и сокращение издержек заказчика. При этом должно быть обеспечено равноправие и добросовестная конкуренция всех участников закупок, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений.
Представитель минэкономразвития ведущий советник отдела госзакупок министерства Алексей Доронкин подчеркнул, что у госкомпаний остается достаточная свобода. Например, в выборе процедуры отбора исполнителей и поставщиков. При желании любой торг можно провести в закрытом режиме. Есть также возможность заключения договора без проведения торгов.
Главное, по крайней мере на первом этапе, по мнению представителя минэкономразвития, - это максимальная информационная открытость закупочной деятельности. Все сведения о закупках, говорится в законопроекте, "подлежат обязательному размещению на официальном сайте в сети Интернет". Поначалу информация должна размещаться на сайтах компаний-заказчиков, а с 2012 года - на едином общероссийском сайте госзакупок.
Однако участники обсуждения (и бизнес, и чиновники) обратили внимание на многочисленные подводные камни законопроекта, которые приведут, по их мнению, к прямо противоположным результатам, нежели к тем, которые продекларированы в документе. Например, требование о том, что под действие закона подпадает вся закупочная деятельность компаний, а не только та, на которую распространяется тарифное регулирование. Эта позиция вызывает недоумение даже в Федеральной службе по тарифам. Советник руководителя ФСТ Ольга Аллилуева заметила, что в этом случае значительно возрастают затраты компаний, которые они будут включать в тариф. "И мы вынуждены будем с этим согласиться", - сказала она. В целом же, по мнению эксперта, обсуждаемый законопроект трудно назвать либеральным, многие его нормы гораздо жестче, чем в законе о госзакупках.
Много возражений прозвучало и относительно того, чтобы распространить действие закона на дочерние организации с госдолей более 25 процентов. Эта норма ставит данные организации в неравное конкурентное положение с аналогичными частными компаниями, утверждают оппоненты проекта. Представитель минэкономразвития согласился, что это, конечно, дискуссионный вопрос - 25, 50 или 75 процентов, но все же министерство настаивает на своей версии, иначе "слишком много закупок выйдет за рамки закона".
Оставляя за предприятиями определенную свободу действий, законопроект тем не менее жестко требует: если в течение полугода после вступления закона в силу предприятие не примет собственное Положение о закупках, оно должно при проведении закупок руководствоваться нормами данного закона, а в той части неурегулированных положений - нормами закона о госзаказе. А неурегулированных положений в законопроекте о закупках госкорпораций очень много, утверждают эксперты. Значит, фактически госкорпорации, естественные монополии и предприятия ЖКХ вынудят жить по нормам 94-ФЗ. На это директор Института управления закупками и продажами ГУ - ВШЭ Ирина Кузнецова заметила: "Корпорации не жили в безвоздушном пространстве, у них есть практики, гораздо более эффективные, чем то, что мы получили за три года применения закона о госзакупках".