12.11.2009 00:47
Экономика

Подпольные мебельщики Екатеринбурга занимают до 20 процентов рынка

Кризис заставит нелегальных изготовителей мебели выйти из тени
Текст:  Ульяна Вылегжанина (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5036)
Читать на сайте RG.RU

В Екатеринбурге работает как минимум 30 подпольных предприятий, выпускающих мебель. По разным оценкам, теневые производители могут занимать от 10 до 20 процентов мебельного рынка среднеуральской столицы.

Такой информацией с корреспондентом "РГ" поделилась исполнительный директор Ассоциации уральских мебельщиков Юлия Решетняк. Легальные изготовители этой продукции называют предприятия конкурентов-теневиков "гаражными кооперативами". С помощью услужливых "гаражников" жители Екатеринбурга и близлежащих городов могут обставить свои квартиры за копейки: купить мягкий диванчик стоимостью три-четыре тысячи рублей или кухонный гарнитур за десять тысяч. Демпинг связан не только с тем, что "подпольщики" не платят налогов, но и с низким качеством сырья и комплектующих. Поэтому велика вероятность, что уже через несколько месяцев такую покупку придется отправить на свалку.

Made in "за углом"

Создать мебельный цех несложно. Достаточно трех-четырех умельцев, рабочего помещения типа гаража или ангара, столярных инструментов и небольшого стартового капитала на расходные материалы. Продавать товар можно на рынках и через Интернет. Или "сплавлять" в магазины, которые не являются фирменными, не специализируются на продаже мебели и предпочитают хорошей репутации наличие очень дешевого товара.

По оценке Юлии Решетняк, рентабельность теневого производства достигает 100 процентов: платить налоги и официально трудоустраивать сотрудников не надо, комплектующие можно использовать самые дешевые. Например, качественной древесине народные умельцы предпочитают токсичную смесь клея и опилок. А хорошему польскому флоку - китайский аналог, который стоит в несколько раз дешевле и через год может прийти в негодность. Официальным производителям такая прибыль и не снилась: средняя рентабельность в этом сегменте не превышает 15 - 20 процентов.

Недобросовестность конкуренции проявляется и в том, что теневики чаще всего копируют модели известных, проверенных брендов. Например, недавно крупная екатеринбургская фабрика запустила новую линейку качественной мебели. Фотографии столов и диванов вместе с описанием моделей появились и в рекламных буклетах, и на интернет-сайте предприятия. Тут же нашлась предприимчивая курганская фирма, которая скопировала внешний вид моделей и наладила свое производство. Правда, качество псевдофирменных диванов оставляет желать лучшего.

- Беда в том, что теневики тем самым подрывают имидж официальных производителей, - комментирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации уральских мебельщиков. - Покупателю-то не объяснишь, что это подделка. А доказать факт плагиата в мебельном производстве очень сложно. Достаточно сделать спинку кресла на пару сантиметров выше или ножки дивана отклонить на несколько градусов - и по закону это будет уже не копия, а новая модель.

Цены против подпольщиков

Пожаловаться на до срока почивший диван можно в городские и областные общества защиты прав потребителей или в комитет по товарному рынку администрации Екатеринбурга.

- Жалобы от покупателей мебели поступают к нам нередко, - рассказал корреспонденту "РГ" член совета общества по защите прав потребителей Свердловской области Дмитрий Кривоногов. - Претензии касаются как производителей, так и продавцов этого товара.

Специалисты городской администрации отслеживают и ликвидируют подпольные производства по жалобам покупателей. Однако скоро "гаражники" начнут сами сворачивать производство. Поможет в этом, как ни странно, кризис. Так считает начальник отдела производства потребительских товаров и малого предпринимательства администрации Екатеринбурга Иван Бескрестнов.

- Екатеринбургские производители разрабатывают антикризисный ассортимент и снижают цены, - поясняет он. - Уже сейчас в магазинах появились диваны за 5,5 тысячи рублей и детские диванчики дешевле четырех тысяч. Какой смысл в таком случае покупать продукцию нелегалов?

А подпольщикам, которые имеют отлаженный и серьезный бизнес, чиновники предлагают просто выйти из тени. При этом в администрации готовы помочь с регистрацией предприятия, даже поискать варианты льготной аренды.

Уральские диваны прибавили в весе

Как советуют специалисты покупателям, легче всего избежать подделок, покупая обновки для квартиры в специализированных и фирменных мебельных магазинах. Таких в Екатеринбурге 34 плюс три мебельных торговых центра. А в конце ноября в Юго-Западном районе откроется мебельная ярмарка - центр постоянных распродаж. Около 20 свердловских производителей мебели будут выставлять там свою продукцию по низким ценам. Помещение торгового центра - 2300 квадратных метров - предоставляет правительство Свердловской области. Поэтому и арендная плата для производителей будет льготная - 250 рублей за квадратный метр в месяц.

Впрочем, официальный мебельный рынок Свердловской области сильнее теневого в любом случае. Всего насчитывается более 150 игроков, 77 из которых расположились в Екатеринбурге. Они охватывают все сферы мебельного рынка: от компаний, которые изготавливают элитную продукцию на заказ, до огромных фабрик, выпускающих все виды мебели. Денежный оборот отрасли в 2008 году превысил три миллиарда рублей.

Конечно, показатели существенно скорректирует кризис. В текущем году спад производства в Свердловской области составил 40 процентов, в Екатеринбурге - 19. Таковы подсчеты Ассоциации уральских мебельщиков и администрации Екатеринбурга. Однако сейчас производители ждут предновогоднего всплеска продаж и сходятся во мнении, что худшие времена все-таки миновали.

- Мебельный рынок зависим от потребительского кредитования и состояния строительной сферы, - отмечает Юлия Решетняк. - В начале года банки удовлетворяли только одну из пяти кредитных заявок, сейчас - уже четыре. Да и строительная отрасль, которая стояла практически год, начинает оживать. Хотя бы за счет государственных программ.

Кроме того, кризис сделал уральскую продукцию более популярной по сравнению с импортной мебелью и товарами, привезенными из других регионов России. Если год назад свердловские производители занимали около 60 процентов регионального мебельного рынка, теперь - уже 65. Покупатель больше не готов платить за бренд. А стоимость местной мебели не зависит от расходов на транспорт и таможню и колебаний курсов валют.

Тем временем

Ассоциация уральских мебельщиков разработала марку "Гарантия качества" трех степеней. Этот "знак отличия" смогут получить свердловские изготовители, прошедшие специальную аттестацию. Будет учитываться и качество мебели, и организация работы с поставщиками, и ценовая политика предприятия. Планируется, что наградная марка будет приносить аттестованным мебельным предприятиям двадцать из ста возможных баллов на государственных тендерах. Оценивать работу потенциальных лауреатов будут независимые мебельщики, представители городской администрации, лесотехнического университета и областного правительства. Экспертная группа должна начать работу уже в ноябре. А награждение первых лауреатов намечено на январь.

Малый бизнес Екатеринбург Урал и Западная Сибирь