В Кузбассе побывала белорусская делегация, в составе которой представители министерств, Торгово-промышленной палаты и ведущих предприятий различных отраслей. Возглавил посланцев Беларуси министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Владимир Цалко, курирующий отношения с Кемеровской областью. Руководство последней представлял заместитель губернатора Владимир Ковалев.
- Среди 83 стран ближнего и дальнего зарубежья, с которыми наш регион связан торгово-экономическими отношениями, Беларусь занимает почетное место, это один из наших самых давних стратегических партнеров, - сказал В. Ковалев. - Товарооборот Беларуси с Кемеровской областью, достигший по итогам прошлого года 239 миллионов долларов, в нынешнем году снизился до 47 миллионов долларов. Это произошло из-за резкого падения платежеспособности кузбасских потребителей большегрузных автомобилей "БелАЗ" и шин для них, а также сельхозтехники. Но сейчас, когда в Кузбассе наметился промышленный рост (в частности растет добыча угля), нужно вместе изыскивать ресурсы для выхода на новый этап сотрудничества.
- Конечно, быстро достичь уровня, который был до начала экономического кризиса, не удастся,- отметил В. Цалко. - Но мы начнем понемногу "выходить из штопора". И прежде всего за счет поставки "БелАЗов", необходимых кемеровским угольным разрезам.
В 2010-2011 годах планируется активно торговать с Беларусью металлургическим коксом, железнодорожными рельсами и металлопродукцией. Уже в этом году начнутся поставки на белорусские машиностроительные заводы рукавов высокого давления, выпускаемых в Новокузнецке. Заинтересовали представителей Беларуси краны различной грузоподъемности, производство которых недавно освоили юргинские машиностроители. Будет изучаться и возможность поставок биопротезов сердечных клапанов для кардиохирургических клиник Беларуси.
В то же время кузбасская сторона считает целесообразным рассмотреть вопрос о приобретении колесных тягачей Минского завода, алмазных инструментов для добывающей отрасли из Гомеля, сельскохозяйственной, дорожной техники, противопожарного, лифтового и станочного оборудования. Но, конечно, на первом месте остаются "БелАЗы", для комплексного обслуживания которых в области создается сеть сервисных центров. Кстати, во время деловой встречи прозвучала мысль: "А почему бы кузова для этих машин не производить (а потом и ремонтировать) в Кузбассе, организовав специальное предприятие на базе местных металлургических и машиностроительных предприятий?" В. Цалко взял на заметку это предложение, звучавшее, по его словам, еще лет пять назад.
Восстанавливать с Беларусью прежние связи и взаимные поставки - главная задача на ближайшие годы. Ее закрепили сразу двумя протоколами - по итогам официального визита и по реализации соглашения с Могилевским облисполкомом о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. Соглашение заключили в сентябре 2001-го, через три года после подписания документа об основных принципах торгово-экономического сотрудничества Кузбасса и Беларуси.
- Сегодня из 47 миллионов оборота с Кузбассом 15 миллионов имеет Могилевская область, - отметил заместитель председателя областного исполнительного комитета Виктор Некрашевич. - Подписывая это соглашение, мы наполняем его конкретикой еще и в плане развития предпринимательства и бизнеса. У нас есть серьезный опыт создания технопарков и бизнес-инкубаторов.
Участники деловой встречи подтвердили необходимость совместной реализации инновационных и инвестиционных проектов, обмена информацией о новых разработках, посещении выставок и конференций. А Виктор Некрашевич пригласил сибиряков на 5-й Международный финансово-экономический форум, который состоится в мае 2010 года в Могилеве.
Участники торгово-экономической миссии, работавшей в рамках нынешнего визита, получили возможность без посредников договориться о продолжении сотрудничества или его начале.
- Нам интересно поставлять в этот регион ткани для спецодежды и спецобувь практически для любой отрасли, а также шахтную вентиляционную трубу, - рассказал корреспонденту
"СОЮЗа" директор крупнейшего белорусского госпредприятия легкой промышленности Максим Бочков. - И мы уже нашли потенциальных заказчиков.