13.11.2009 00:44
Экономика

Вокруг российской пшеницы за границей разгорелся новый скандал

Что стоит за скандалами с российской пшеницей
Текст:  Михаил Чкаников
Российская газета - Столичный выпуск: №214 (5038)
Читать на сайте RG.RU

Два парохода с российским зерном три месяца простаивают в сирийском порту. Покупатели отказываются принимать товар из-за того, что он, по мнению сирийской стороны, не соответствует специфическим местным требованиям к качеству.

Об этом на заседании экспертного совета при ФАС сообщил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Фитосанитары, передают его слова информагентства, отказались расторопно выдать новый пакет документов на это зерно для поставки в Египет. Получается, что судам придется вернуться в российский порт, оформить новые бумаги и возвращаться в Средиземноморье. При таком раскладе пшеница "экспортная транзакция" принесет одни убытки. В Россельхознадзоре комментируют: никаких официальных уведомлений о проблемах в Сирии не получали.

Эксперты говорят, что речь идет о коммерческом споре, не более того. Однако вот что настораживает: в сентябре в соседнем Египте было задержано судно с российским зерном на основании того, что экипаж якобы не смог представить портовым властям документацию на товар. А еще в мае большая партия российской пшеницы была объявлена египетскими властями "непригодной для потребления" и арестована. Любопытно, что при этом наш Россельхознадзор тоже не получал никаких официальных уведомлений от египетских коллег, хотя это является непременной частью процедуры отказа от зернового товара.

Шуму было много, репутации российской пшеницы был нанесен ущерб. А позже выяснилось, что зерно соответствует требованиям контракта. Министерство здравоохранения Египта признало, что пшеница пригодна в пищу. Но, как говорится, "ложечки нашлись, а осадок остался".

Так что все-таки происходит? Россия действительно пытается "толкнуть" за кордон некачественную пшеницу? Аркадий Злочевский прокомментировал эту версию для корреспондента "Российской газеты". Он сообщил, что в России много зерна любого качества. Наши экспортеры готовы продавать очень качественную пшеницу, если покупатели будут готовы платить столько, сколько она стоит. Однако часто последние нацелены как раз на закупку дешевого, а значит, не самого высококачественного зерна. При этом тот товар, который российские компании вывозят за рубеж (в частности, в Египет), точно соответствует требованиям контрактов.

Кроме того, растущий год от года спрос на российское зерно является косвенным, но признанием его качества.

Есть и еще один аргумент в пользу российской пшеницы. Каждая партия зерна пересекает границу только в сопровождении документов, выданных нашими фитосанитарами.

В общем, версия о "несъедобности" российской пшеницы для мирового рынка не выдерживает критики.

Есть и еще одна версия, звучащая иногда из уст аграриев. Некоторые из них полагают, что успехи нашей пшеницы на мировом рынке вызывают нервную реакцию у конкурентов.

Экспорт российского зерна начался только в 2001 году и исчислялся тогда лишь сотнями тысяч тонн. В 2008 году он достиг уже 23 миллионов тонн. Прежде этот кусок пирога принадлежал бизнесу других стран. Возможно, эти "проигравшие" пытаются приостановить экспансию российской пшеницы всеми возможными и невозможными способами?

Верится в это с трудом. На мировом зерновом рынке действуют несколько крупных транснациональных игроков. Надо признать, что это их дочерние компании пробили дорогу российскому зерну на мировой рынок. И сейчас контролируют до 40 процентов российского зернового экспорта. Причем, по слухам, "центральные офисы" иногда "нерекомендуют" своим российским "дочкам" входить в тот или иной регион. Так что снизить присутствие отечественного зерна в Египте или в Сирии они, если бы хотели, наверно могли бы и без скандалов.

Может быть, речь во всех зерновых спорах идет просто о попытках покупателей сбить цену на российское зерно? Возможно. Однако вот что интересно: по времени возникновение всех этих шумных историй вокруг нашей пшеницы совпадает с решением создать в России "Объединенную зерновую компанию" со стопроцентным государственным участием. Которая должна, по замыслу, стать ведущим игроком на российском зерновом рынке, стать локомотивом развития экспортной инфраструктуры и выйти на мировой рынок наравне с "большими ребятами", которые давно уже правят там бал.

Хотя, быть может, все это - не более чем случайное совпадение.

Как бы то ни было, в ближайшие месяцы спрос на зерно в мире превысит уровень поставок, сообщает "Блумберг" со ссылкой на "Голдман Сакс". Даже несмотря на то, что запасы пшеницы в этом году больше, чем в прошлом, а вообще так много зерна на складах мира не было с 2002 года. Очевидно, когда деньги не вселяют уверенности, бизнес обращает внимание на вечные ценности. И начинает борьбу за них.

ВЭД