16.11.2009 00:20
Культура

Большой театр готовится к премьере "Воццека"

Большой театр готовится к премьере "Воццека"
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №215 (5039)
Читать на сайте RG.RU

Премьера музыкальной легенды ХХ века - экспрессионистской оперы Альбана Берга "Воццек" - состоится в ближайшие дни на Новой сцене Большого театра. Постановку готовят режиссер и сценограф Дмитрий Черняков, дирижер Теодор Курентзис, солисты из Австрии, Германии, США и Большого театра. Руководит процессом музрук Большого театра композитор Леонид Десятников.

Легендой "Воццек" Альбана Берга считается потому, что эта, может быть, самая пронзительная и гуманистическая оперная партитура ХХ века, написанная по пьесе Георга Бюхнера о любви и гибели "маленького человечка" - цирюльника-солдата по имени Войцек (у Берга - Воццек), имела грандиозные последствия для мировой музыки. Как в свое время мифологические оперы Вагнера дифференцировали историю оперного театра, задав ему новое эстетическое направление, так и "Воццек" Берга тотально повлиял на судьбу модернизма ХХ века - от Циммермана и Шостаковича до Ксенакиса и Шнитке. Культурным же нонсенсом для России оказалось то, что здесь знаменитую партитуру широкая публика вообще на сцене не слышала. Хотя когда-то именно в России состоялась одна из первых ее сценических премьер: в 1927 году в советском Ленинграде выдающийся режиссер Сергей Радлов поставил "Воццека" в Акопере (Мариинский театр). Увидеть этот спектакль приезжал сам Берг, а Шостакович, переполненный впечатлениями, немедленно взялся писать свою первую оперную партитуру "Нос".

Естественно, что, приступив к первой за последние 80 лет постановке "Воццека", создатели спектакля не устают помнить о том, что это "открытие" для российской публики. К слову, идея поставить "Воццека" в Большом принадлежала еще прежнему музруку театра Александру Ведерникову, который три года назад даже продирижировал с оркестром Большого театра сцены из "Воццека" в концертной программе с участием Ангелы Деноке. Но, как выяснилось, и нынешний дирижер постановки Теодор Курентзис с "младых ногтей" мечтал о "Воццеке". Журналистам, приглашенным на пресс-встречу в Атриум Большого театра, маэстро сообщил сокровенное: как 15-летним влюбленным юношей он играл своей девушке куски из клавира "Воццека" и не расставался со знаменитой записью Димитриса Митропулоса. Долгожданная же постановка партитуры Берга в Большом театре напомнила Курентзису историю его семьи: "Мой дед воевал и потом долгое время считался пропавшим без вести. Вдруг однажды раздался звонок, и дед вошел в дверь. Был такой ажиотаж!" Нынешняя постановка "Воццека" выглядит именно таким "дедом" - причем не только метафорическим: "В России практически не знают Берга, мало исполняют музыку современных композиторов, которые многое из этой музыки почерпнули. Но Берг еще не находится в музее - он живой и вот-вот придет в гости". Хотя справедливости ради надо заметить, что Берг не так давно уже приходил к нам "в гости" - в 2002 году, когда Дмитрий Бертман поставил в "Геликоне" оперу Берга "Лулу" (с дирижером Владимиром Понькиным).

Детали предстоящего спектакля постановщик Дмитрий Черняков от приглашенных журналистов максимально засекретил: "Наш спектакль станет неким сеансом самопознания, потому что он будет рассказывать про какие-то острые человеческие проблемы, которые находятся в тени, "в подвале" нашего "я". Первого московского "Воццека" покажут пять раз - 24, 25, 26, 28 и 29 ноября в двух составах солистов, затем - в конце мая. На партию Воццека приглашены Георг Нигль (Австрия) и Маркус Айхе (Германия), на Марию - Марди Байерс (США) и Елена Жидкова (Россия). Другие солисты - из Большого театра. Впервые приоткрыть завесу нового спектакля планируют в 17 часов 19 ноября: всех желающих приглашают на открытую (бесплатную) презентацию постановки на Новую сцену Большого театра. А уж на саму премьеру помимо московской публики по приглашению гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова прибудут интенданты ведущих оперных домов мира - из Парижа, Милана, Лондона, Мадрида и др. Ажиотаж будет не меньший, чем в истории про дедушку. 

Театр Музыка