В воскресенье властям Косово впервые позволили самостоятельно провести муниципальные выборы. Понимая, что итоги голосования могут оказаться настоящей бомбой с уже зажженным фителем, американцы и европейцы решили дистанцироваться от имитации честного голосования.
Согласно опубликованным на сайте ЦИК Косово данным, зарегистрировано чуть более полутора миллионов избирателей. В день голосования для них было открыто 2256 избирательных участков. За голоса боролись 37 политических партий, 19 гражданских инициатив и 16 независимых кандидатов. Происходящее явно "сквозь пальцы" отслеживали почти 22 тысячи наблюдателей из 15 государств, уже открывших свои посольства в Приштине. ОБСЕ же от мониторинга этих выборов решило воздержаться, видимо, понимая, что объективная оценка дня голосования окажется слишком нелицеприятной. Ну а необъективные доклады сейчас руководству этой международной организации явно не нужны - ведь на общеевропейском уровне активно идет обсуждение идей реформирования ОБСЕ.
Из 38 общин Косово 33 вообще не беспокоили организаторов выборов. Там все окончательно ясно - львиная доля албанского населения уже давно определилась со своими предпочтениями. Другое дело - оставшиеся пять общин. Там живут в основном сербы. Причем уже год живут с собственными муниципальными органами власти, избранными в 2008 году в ходе организованных властями Сербии выборов.
И вот теперь им предложено прийти на избирательные участки и проголосовать за людей, которые в дальнейшем будут получать зарплату из Приштины. То есть фактически на подконтрольных сербам территориях планируется создать параллельные органы власти. Нетрудно догадаться, к чему это приведет - к новым межэтническим конфликтам.
Ситуация оказалась настолько взрывоопасной, что в двух из пяти сербских общин власти из Приштины разумно решили отказаться от проведения муниципальных выборов, объявив, что там голосования состоятся позже. А вот с оставшимися тремя общинами не все так однозначно.
В них живет многонациональное население. При этом специально под выборы создано с десяток политических партий, которые клянутся, что будут в новых органах власти защищать интересы именно сербов. И социологические опросы, заказанные Приштиной, показывают: до 25 процентов живущих в этих трех общинах сербов готовы поверить клятвам партийных лидеров. Правда, в Белграде приводят иную статистику. По их даным, на избирательные участки придут не более пяти процентов сербов.
Так это или нет, станет понятно после подсчетов голосов. В любом случае логика действий косовских властей более чем очевидна. Попытаться уговорить сербов из трех провинций прийти на выборы. А затем надеяться, что пример окажется заразительным для жителей оставшихся двух наиболее "мятежных" сербских общин.
Впрочем, в Белграде уверены в том, что у властей из Приштины ничего не получится. По мнению госсекретаря министерства по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии Оливера Ивановича, избранные в косовские муниципальные структуры сербы станут "марионетками, исполняющими чужие приказы". При этом он уверен, что косовские сербы это прекрасно понимают. Только вот долго ли они готовы жить в условиях практически полной изоляции? А может быть, сербы в Косово уже "созрели" для того, чтобы через выборы, то есть при помощи демократических процедур, попытаться начать борьбу за свои права на родной земле.
Нет сомнений, что как раз на это и рассчитывают в Приштине. Но кто сможет гарантировать, что выборы в Косово прошли честно. Никто. "Условий для участия сербов в этих выборах нет, - считает министр по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии Горан Богданович. - Приходя на избирательные участки, сербы ничего не получат". И не жителям пяти несогласных с албанизацией края общин, а властям в Приштине нужно доказывать обратное.