Это избавит ее от "плохой" кармы, надеются военные моряки и судостроители
Вчера, как было заявлено накануне, с достроечной базы "Восток" Амурского судостроительного завода (это в городе Большой Камень под Владивостоком) должна была выйти на итоговые - государственные - испытания многоцелевая атомная подводная лодка "Нерпа", которую готовят для передачи в лизинг Военно-морским силам Индии.
Однако в штабе Тихоокеанского флота и на самой базе "Восток" в ответ на просьбу корреспондента "РГ" подтвердить или опровергнуть выход "Нерпы" на испытания от комментариев под разными предлогами уклонились. Напомним, что первые испытания АПЛ "Нерпа" в Японском море были прерваны из-за аварии, которая произошла 8 ноября 2008 года. Тогда несанкционированное срабатывание системы пожаротушения привело к выбросу в отсеки лодки фреона, в результате чего погибли 20 человек и 21 был госпитализирован с отравлением.
После аварии "Нерпа" была отправлена в ремонт. В мае этого года восстановительные работы на ней завершили, а в июле она успешно провела первый этап повторных ходовых испытаний. Это дало основание начальнику отдела испытаний Амурского судостроительного завода Анатолию Зиновьеву заявить в интервью газете "Дальневосточный Комсомольск", что "лодка зарекомендовала себя хорошо".
- Мы на ней "бегали" до тридцати двух узлов, иногда мне казалось, что и все тридцать пять выдавали - это почти семьдесят километров в час, - отметил он.
Что касается экипажа, здесь практически остались те же самые люди, даже пострадавшие после реабилитации вернулись. Добавились только специалисты взамен погибших. По словам Зиновьева, первый после аварии выход в море был психологически сложным: люди хотели знать, что послужило причиной аварии - человеческий фактор или техника. Но людям сказали, что в море можно идти спокойно, и в то же время комиссия, занимавшаяся расследованием ЧП на лодке, после завершения работы поставила на акте гриф "Совершенно секретно".
На восстановление "Нерпы" ушло 1,9 миллиарда рублей. Был заменен огнегаситель, проведена ревизия всего оборудования, изменен алгоритм управления системой пожаротушения. Потребовала серьезных затрат и переподготовка всей сдаточной команды, а это около 200 человек.
Если итоговые испытания пройдут успешно, к концу декабря "Нерпу" примут в состав Тихоокеанского флота и месяца на полтора-два она встанет к пирсу "Востока" - часть экипажа уйдет в отпуска, а сдаточная команда разъедется по заводам. Затем, как ожидают, в конце февраля 2010 года в Большой Камень приедет первый (основной) экипаж из Индии, который пройдет здесь стажировку для будущей службы на "Чакре". Именно под таким названием эта подводная лодка будет нести службу в Военно-морских силах Индии.
Но до того, как "Чакра" перейдет в лизинг ВМС Индии, еще многое предстоит сделать. Если все пройдет по графику, окончательный процесс передачи субмарины произойдет в октябре 2010 года.
Как уже сообщалось, АПЛ "Нерпа" будет передана Индии в лизинг на десять лет. Сумма контракта составит 650 миллионов долларов.
Когда верстался номер
К моменту подписания газеты в печать появилась информация, что выход "Нерпы" на госиспытания отложен на несколько дней. "В настоящее время на лодке идут доводочные работы, - заявил директор АСЗ Николай Повзык. - Подводная субмарина - это сложный организм, и спешить тут не имеет смысла". По его словам, в Большом Камне сейчас плохая погода. "Лодка выйдет из дока ориентировочно через 5-6 дней. Те сроки сдачи субмарины, которые мы ранее поставили, будут выдержаны", - заверил директор.