16.11.2009 00:40
Экономика

Завершена программа строительства внеклассных мостов

В этом году сданы все мосты-долгострои
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт №214 (5038)
Читать на сайте RG.RU

В начале года многие эксперты переживали: из-за кризиса инфраструктурные стройки могут быть полностью свернуты. Но мрачные прогнозы не подтвердились. Финансирование, правда, пришлось сократить почти на треть. А все проекты прошли тщательный отбор. Приоритет отдали уже начатым объектам, близким к завершению, и стройкам, имеющим международное значение - к саммиту АТЭС во Владивостоке и Олимпиаде в Сочи. Была поставлена точка в программе завершения строительства внеклассных мостов. Большинство из них начинали возводить еще в советские годы или в начале девяностых. Но потом многие крупные объекты попросту бросили на полпути. Разобраться с долгостроем минтрансу поручили в 2005 году, тогда таких "брошенных" мостов было 18. На их достройку было потрачено более 70 миллиардов рублей. Нынешней осенью были сданы последние четыре долгостроя. Сразу три новых моста выросли на Волге: в Волгограде, Саратове и Ульяновске. В отраслевой практике, кстати, переходы через великую русскую реку - случай особый. В среднем течении, и особенно в низовьях Волги, что ни мост, то континентальный рекорд. При этом все они возводились по новым нормативам. Самый масштабный проект из "волжской тройки" - он же самый большой мост в Европе - в Ульяновской области. Протяженность полотна у этого перехода - 24 километра. Объект был настолько сложным, что к стройке подключили сразу несколько подрядчиков. Мост встал в два яруса: по верхнему с одного волжского берега на другой смогут проезжать до 30 тысяч автомобилей в сутки, а нижний "этаж" будет предназначен для движения общественного транспорта. При этом волжские мостостроители сделали ставку на собственные новейшие разработки. Они, например, впервые в мире подняли и установили с помощью специально изготовленной системы подъем - гигантские опоры пролетного строения длиной 220 метров и весом 4 тысячи тонн. Российские новации, что тоже приятно, не остались незамеченными зарубежными коллегами - им недавно посвятил целый выпуск специализированный британский журнал. Ульяновский мост - важнейшая составная часть крупного инфраструктурного проекта "Волжский транзит", который в перспективе соединит новой федеральной трассой центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Значение для всей страны имеет и вторая очередь нового моста в Саратовской области, у села Пристанное. Переправа "пробивает" транспортные коридоры из Европы в Азию. Сдали ее на два года раньше запланированного срока. Волгоградский мост открыл российским перевозчикам грузов выход на Казахстан, Узбекистан и Китай. В этой точке сходятся три транспортных коридора международного значения - "Север-Поволжье-Юг", "Север-Юг", "Южный" (Волго-Донской маршрут). А для города-миллионника, где завершения этой стройки ждали полтора десятка лет, снимается большая транзитная нагрузка - весь поток проходящих машин выводится за границы мегаполиса. Перекинули уникальный полуторакилометровый вантовый мост через Оку под Муромом. Он связывает между собой Владимирскую и Нижегородскую область и делает почти на треть короче путь к Москве. Кроме того, мост дает маневр при распределении потока машин, которые едут из Приволжья на Юг России: если до сих пор большая часть транспорта шла через Московскую область, то теперь автомобилисты могут добраться на Юг через Владимирскую и Рязанскую области и проскочить перегруженные столичные и областные трассы. Пропускная способность Муромского моста - 5 тысяч автомобилей в сутки, в перспективе по нему каждый день будет проходить до 20 тысяч машин.

На строительство внеклассных мостовых сооружений в этом году было выделено 6,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. 1,2 миллиарда рублей внесли в завершение долгостроев сами регионы. А в последующие несколько лет будут реконструировать и строить новые мосты уже в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги". Сейчас на федеральных трассах почти полторы сотни таких сооружений, которые находятся в неудовлетворительном состоянии.

Предстоящий в 2012 году саммит АТЭС во Владивостоке и зимние Олимпийские игры в 2014 году в Сочи заставили основательно взяться за решение транспортных проблем этих городов. Если бы не крупные события, то, возможно, к их решению подступились бы не скоро, откровенничают специалисты и горожане. Но сейчас отступать некуда. Работы идут, в минтрансе обещают, что стройки будут завершены вовремя. Еще в начале XX века на открытках с видами Владивостока художники старались пририсовать два моста - через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Бухта делит город на две части, и, чтобы добраться с одного берега на другой, надо ехать в объезд по загруженным магистралям приморской столицы. А Босфор отделяет Владивосток от острова Русский, где пройдет саммит.

Почти полвека остров имел статус закрытой территории, здесь располагалось множество воинских частей. Сейчас Русский превратился в гигантскую стройплощадку. Впервые за все годы его существования здесь появились асфальтированные автомобильные дороги. Пока всего лишь длиною 6 километров. Но строители обещают, что к началу саммита по острову можно будет передвигаться на легковых машинах не хуже, чем в Европе. А весной 2012 года остров соединят мостом с материком. Сейчас единственный путь к нему - морем, на катере. Хотя расстояние всего-то полтора километра, на катере надо плыть около 40 минут. Участники саммита АТЭС будут доставляться на остров в 10 раз быстрее, по большому вантовому мосту. Стройка идет уже несколько месяцев. Сооружение, которое появится здесь через несколько лет, будет уникальным. Длина центрального пролета моста над проливом составит 1104 метра - мировой рекорд. Что-то подобное недавно построили китайцы, но и у них пролет оказался короче. Расстояние от моста до воды будет не менее 70 метров, чтобы под ним могли свободно проходить как военные суда, так и большие туристические теплоходы. Мост конструируется при помощи 168 изготовленных во Франции вантов, и на каждом из них устанавливается специальный прибор, который "гасит" резкие удары и нагрузки при возможном землетрясении. Датские подъемные краны "растут" вместе с увеличивающимися по ходу строительства пилонами, на которых и держатся вантовые тросы. По всему мосту устанавливаются несколько приемников, которые с помощью спутниковой связи ГЛОНАСС и GPS контролируют колебания особых опор. Другие приборы определяют за одну секунду температуру, что необходимо при контроле за механизмами в зимнее время. При строительстве моста используется новый вид бетона, сертифицированный на отечественном заводе в Омске, - так называемый литой бетон.

В столице зимней Олимпиады-2014 первая транспортная стройка уже завершена. В этом году сдается обходная дорога вокруг Сочи. После ее открытия весь транзитный транспорт, который сейчас идет через город, пустят в объезд. Вплоть до недавнего времени для того, чтобы выбраться из Сочи, приходилось ехать по обычной грунтовке, вплотную прилегающей к домам. Обход включает современные тоннели и мосты, дорогу вдоль склонов укрепили с помощью современных, экологически чистых покрытий. На стройке объездной трассы трудились в общей сложности девять тысяч человек. Но олимпийским дорогам рабочие руки еще пригодятся - по подсчетам минтранса, транспортные объекты дадут работу 50 тысячам рабочих. В конце декабря здесь стартует еще один масштабный проект - дублер главной Сочинской магистрали, Курортного проспекта. Эта дорога должна разгрузить главную автотрассу Сочи, действующий Курортный проспект будет открыт только для городского транспорта и велосипедистов. Параллельно в столице Игр-2014 начинается строительство десяти дорожных развязок. А благодаря разрабатываемой автоматизированной системе управления транспорта буквально каждый водитель сможет получать информацию о том, как ему быстрее и удобнее проехать по городу. Уже за пределами Сочи, по пути в аэропорт, строится так называемое Адлерское кольцо. Это название, впрочем, дорога получила чисто условно. На самом деле от Адлерского аэропорта в Сочи проложат многоуровневые развязки, мосты и эстакады. Двигаться по ним машины смогут непрерывным потоком, без светофоров. Всего же от Сочи в сторону Адлера планируется открыть четыре транспортных направления общей протяженностью около 100 километров. Из федеральной казны на олимпийские дороги (без учета затрат на объездную дорогу) предполагается выделить 140 миллиардов рублей, еще 20 миллиардов рублей добавит краевой бюджет. Аэропорт с непосредственным местом проведения большей части соревнований, так называемым горным кластером в Красной Поляне, свяжет и совмещенная авто- и железная дорога. Здесь тоже уже развернута стройка. А инвесторы строят новый порт в устье реки Мзымта. Именно туда будет прибывать значительная часть грузов для возведения спортивных объектов. За счет бюджетных средств будут построены причальные стенки, проведены дноуглубительные работы, а частник оплатит всю инфраструктуру. Но внакладе бизнес не останется - по завершении Олимпиады порт перепрофилируют в марину (якорные стоянки) для яхт.

В этом году современные воздушные лайнеры смог принимать Екатеринбургский аэропорт Кольцово. Здесь реконструирована взлетно-посадочная полоса, длина которой выросла на 500 метров, появилось новое светосигнальное оборудование, построены новые места стоянок воздушных судов. А в июле в Северной столице был поднят флаг на новом ледоколе "Санкт-Петербург". Он оборудован сверхсовременной судовой компьютерной системой, техникой для ликвидации разлива нефти, поисково-спасательным оборудованием. Ледокол построен на Балтийском заводе, большая часть оборудования и отделки создана на российских предприятиях. За счет применения новой системы управления численность экипажа на таком судне составляет всего 27 человек - вдвое меньше, чем на линейных ледоколах 80-х годов. Ледокол уже прошел ходовые испытания и готов к работе.

Были продолжены стройки на двух самых загруженных федеральных трассах - "Дон" и "Урал". Окончательно эти две дороги планируют реконструировать в 2010 году.

Инфраструктура