Организаторам очередного саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), отмечающего в этом году свое двадцатилетие, повестку дня диктовала сама жизнь. Год назад в Перу, когда в мире набирал обороты финансовый кризис, лидеры организации пытались найти общие решения по выходу из него.
Спустя год, когда экономика вроде бы показала первые признаки оздоровления, кризис и жизнь после него по-прежнему остаются главными вопросами любой крупной международной встречи. Тем более что теперь мировой экономике, преодолевшей наиболее острый период спада, необходимо выработать новые механизмы своего развития, которые могли бы в будущем обезопасить страны от проблем, навалившихся в прошедшем году. Поэтому в Сингапуре саммит АТЭС проходил под лозунгом "К устойчивому развитию и укреплению региональных связей".
Придумывать здесь что-то новое 21 лидеру стран АТЭС не пришлось. Ряд членов организации входят в "большую двадцатку", где уже выработаны многие принципы будущей новой мировой экономики. Поэтому нет ничего удивительного, что и выступления глав государств и премьер-министров, и итоговая декларация выдержаны вполне в духе решений, принятых на последних встречах G20.
Мир после кризиса
|
Видео: Константин Завражин |
- Макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что восстанавливается экономическая активность, улучшается ситуация в финансовом секторе, и это дает право для сдержанного оптимизма, - заявил Дмитрий Медведев, выступая на Деловом совете АТЭС. - Однако говорить о выздоровлении мировой экономики уж точно преждевременно - наступил, по всей вероятности, лишь период адаптации к новым условиям.
А вот что ждет мир за этим периодом - никто по большому счету не знает. Падение мирового производства было приостановлено во многом благодаря антикризисным программам. Но вечными, подчеркнул российский лидер, они все равно не будут - многие страны уже дошли до бюджетных дефицитов.
Все эти программы рано или поздно придется сворачивать, но каждая страна будет определять этот момент для себя. В чем точно уверен Дмитрий Медведев - делать это можно будет, только когда процессы восстановления мировой экономики станут более устойчивыми.
"Кризис продемонстрировал тотальную взаимозависимость мировых экономик, причем в такой степени, в которой, наверное, никто этого не ожидал, - заметил российский лидер. - Особое значение в этой ситуации приобретает координация национальных макроэкономических политик и именно контроль, мониторинг за состоянием финансовых систем отдельных стран и мировой экономики в целом".
Еще одним важным условием выхода из кризиса является возвращение к нормальной работе мировых финансовых рынков. Здесь необходимо путем кропотливой работы вырабатывать эффективные, общие и обязательные для всех правила реализации финансовой политики с учетом национальных особенностей всех и каждого. "Даже сама по себе унификация должна быть разумной и гармоничной, потому что просто масштабная унификация, если она не основывается на консенсусе, не основывается на общих представлениях, может дать обратный эффект и в какой-то степени усилить дезинтеграцию финансовых систем разных стран", - уверен российский лидер.
Преодолению кризиса может и должно способствовать восстановление международной торговли. Мир вроде бы сошелся во мнении, что неплохо было бы ради этого отказаться от протекционизма. Эта мысль подтверждалась от встречи к встрече, но не всем оказалось так просто бороться с искушением защитить интересы собственных производителей. Россия не стала исключением. "Россия хорошо осознает вредоносность протекционизма, особенно в период кризиса, - заявил Дмитрий Медведев. - Поэтому хотел бы специально подчеркнуть, что те определенные, не очень значительные защитные меры, которые были предприняты нами в этот период, - они носят краткосрочный характер и будут завершаться".
Экономический кризис, заключил глава государства, стал еще одним серьезным сигналом в пользу необходимости структурной перестройки мировой и национальных экономик. И АТЭС вполне ожидаемо поддержало это мнение. "Мы не можем вернуться к прежним моделям роста и торговли, - заявили участники саммита в Сингапурском заявлении. - После завершения кризиса экономический ландшафт должен измениться. Нам нужна новая парадигма роста, свежая модель экономической интеграции".
Климат - тоже политика
Главы государств АТЭС нашли время не только для обсуждения экономических тонкостей. Вчера рано утром в программе саммита появилась незапланированная ранее неформальная встреча лидеров организации, посвященная подготовке декабрьской конференции в Копенгагене по проблеме изменения климата. Встреча в Дании должна стать еще одним этапом подготовки нового документа, который должен прийти на смену Киотскому протоколу, чье действие истекает 31 декабря 2012 года. Ради этой встречи в Сингапур специально прилетел премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен.
"Участники сегодняшней встречи констатировали, что в Копенгагене вряд ли удастся подписать юридически обязывающий всеобъемлющий международный документ", - сообщил помощник президента России Аркадий Дворкович. Переговоры по новому документу идут очень сложно. В то же время главы государств заявили, что готовы к достижению политического соглашения для придания импульса переговорному процессу.
Идею такого политического документа поддержал и Дмитрий Медведев. Российская сторона считает, что уже сейчас важно понять, как в 2010-2011 годах будет вестись работа по подготовке всеобъемлющего соглашения, а для этого необходимо принятие "дорожной карты" и четкое следование ей.
И все-таки она работает
Саммит АТЭС для многих стран традиционно является хорошим поводом для решения многих двусторонних вопросов, часть которых затрагивает не только интересы отдельных государств, но и всего мира. В отношениях России и США наступает своя горячая пора, ведь уже 5 декабря истекает срок действия существующего Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). И хотя Дмитрий Медведев и Барак Обама уже приняли принципиальное решение, что до конца года его должен сменить новый СНВ, переговорный процесс продолжается и в нем еще остается нерешенным ряд технических вопросов.
Встретившись в Сингапуре, президенты России и США значительное время уделили именно этому вопросу. "Мы признали необходимость придать дополнительную динамику этим переговорам, - заявил российский лидер. - Необходимо найти развязки некоторых моментов, которые остаются, в ряде случаев это технические, в ряде - политические моменты". Но Дмитрий Медведев ни капли не сомневается, что до конца года новый СНВ все равно будет подписан.
Куда сложнее идет работа с Ираном, где Москва и Вашингтон вместе пытаются добиться от Тегерана гарантий мирного развития собственной ядерной программы. Цель переговоров вполне конкретная - ядерная программа Ирана должна быть прозрачной, а не вызывать озабоченность у мирового сообщества. "Кое-что удалось сделать, - осторожно заметил Медведев. - Благодаря этой работе процесс не остановился, но нас не вполне устраивают темпы, в рамках которых развивается этот процесс". Если же договориться не удастся, то в ход пойдут, как загадочно выразился российский лидер, "другие средства". Вполне понятно, что речь идет об ужесточении санкций на уровне Совета Безопасности ООН.
По словам Барака Обамы, Россия и США сейчас предлагают Ирану два пути. Первый - интеграция страны и мирное использование ядерной программы. А второй - давление на Тегеран, чтобы он выполнял свои обязательства. "К сожалению, Иран не смог найти ответ на конкретные предложения, - сказал американский лидер. - Время для ответа истекает".
Встреча глав государств в очередной раз прошла в конструктивном ключе. Барак Обама счел нужным заметить, что Дмитрий Медведев в подходе к российско-американским отношениям откровенен, вдумчив и конструктивен. "Кнопка "перезагрузка" сработала", - признала американская сторона на самом высоком уровне.
Может быть, определенная "перезагрузка" сможет произойти и в отношениях России с Японией, где до сих пор камнем преткновения остаются претензии Токио на Курильские острова. Собственно, из-за этого до сих пор между Россией и Японией не существует мирного договора. Во всяком случае, премьер-министр Японии Юкио Хатояма, встреча с которым в программе Дмитрия Медведева изначально не планировалась, добился ее. И, как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров после встречи, Хатояма подчеркнул, что его страна готова развивать отношения с Россией без увязки вопроса о заключении мирного договора.