Неделя прошла в борениях двух наших главных телеканалов за внимание зрителя с понедельника по четверг в вечернем прайме.
"Борения" идут с переменным успехом и вынуждают соперников делать неординарные ходы.
Одноглазый васюкинец в претензии
Проигрыш "Исаева" "Адмиралу" заставил телеканал "Россию" поставить в эфир беспроигрышную "Ликвидацию", чтобы таким образом смазать рейтинговые показатели последних серий счастливого соперника.
Соперник ответил детективом "Журовым" с хорошим артистом Андреем Паниным в главной роли. Тогда "Россия" обратилась за помощью к экстрасенсу с паранормальными способностями "Вольфу Мессингу". Первый канал в предчувствии худшего бросает в бой "Офицеров".
Тут я, как одноглазый васюкинец, кричу: "Только что на этом месте (в программе с понедельника по четверг) значилось продолжение "Журова". А теперь его уже нет". Мне в ответ: "Нет, значит и не было!". Я: "Позвольте, господа, у меня все ходы записаны".
Точнее, не у меня. Они записаны в тех изданиях, что публикуют программы передач на полторы недели вперед. Там мы можем найти анонсы, повествующие о подвигах чудаковатого следователя прокуратуры, нашего российского Коломбо.
Пробежав их глазами, понимаешь, что, конечно же, какое может быть сравнение Журова с Мессингом. Пока последний якшается то с Гитлером и Канарисом, то со Сталиным и Берией, первый возится с делом о похищенной древней иконы из провинциального музея, затем - с трупом горничной в доме некоего депутата. Это - неравный бой.
А вот "Офицеры"... это другой коленкор и иной колор. Это красавцы мужчины, настоящие мачо Алексей Макаров и Сергей Горобченко, плюс крутой патриотический "экшен" в далекой экзотической стране.
Теперь интересно: кто кого?.. Не в смысле: кого и как "замочат" в экзотической стране; в смысле, какой канал станет царем горы - Первый или Главный (официально именуемый "Россией")?
Ток-шоу про Башню
Все еще интересно: кто кого пересилит в битве "за" и "против" газпромовской башни в Санкт-Петербурге? Вопрос был ребром поставлен на ток-шоу "Судите сами".
Я бы, как коренной питерец, может, и стал бы на сторону противников возведения гигантской башни в моей личной колыбели, но уж больно резала глаз фальшивая фотка с видом на Санкт-Петербург, где Исакий и газпромовский офис стоят почти плечом к плечу. На деле-то "где вода, а где имение"... Далече они в данном случае друг от друга. Я жил вблизи Охты. Этот район всегда казался "другим Ленинградом". К историческому центру он никогда не имел никакого отношения. Как пятиэтажные Черемушки - к Москве внутри Садового кольца.
Но в конце концов дело не в предмете спора, а в его характере, столь характерном для ток-шоу Максима Шевченко.
Его шоу - это не дискуссии людей, имеющих свои позиции и пытающихся не проспать свое будущее; это - ор, крики и взаимные оскорбления спортивных болельщиков футбольных команд. Тут, как на стадионе во время матча "Зенита" со "Спартаком". Фанаты с той и с другой стороны готовы выламывать сидения и швырять ими друг в друга. Сама игра с ее красотой, героикой, смыслом их уже мало интересует. Ситуация в студии осложняется тем обстоятельством, что рефери Шевченко, человек, который должен следить за соблюдением правил игры, всякий раз подсуживает одной из команд. Более того, норовит забить гол в ворота команды, против которой болеет. Видно, что он, зацикленный на своей точке зрения, не слушает и не слышит аргументов в пользу иной позиции.
Такая агрессивная необъективность вообще свойственна телеведущим наших политических ток-шоу. Есть несколько исключений - Владимир Познер той поры, когда были живы "Времена", Кира Прошутинская, ведущая передачи "Народ хочет знать". Еще можно вспомнить Светлану Сорокину и Савика Шустера в уже незапамятную пору.
А вот правилом и общепринятым тоном считалось и считается ведение дискуссионных программ то, которое демонстрировал Владимир Соловьев ("К барьеру!"), то, которое сегодня реализуют на практике Сергей Минаев ("Честный понедельник") и тот же Максим Шевченко ("Судите сами").
Общепринятый тон агрессивной, наглой необъективности стал, увы, "хорошим тоном" публичного общения и воспринимается уже как что-то относительно нормальное, естественное. И не только для Владимира Жириновского. Мы их воспринимаем как атмосферные осадки.
Осень на телевидении - сезон дождей и поношений.
Впрочем, не только; она еще сезон новых развлекательных премьер.
Плохо забытое старое
Последний уикенд ознаменовался сразу двумя новыми увеселительными акциями Первого канала - "Мульт личности" и "Розыгрыш".
Что касается "Мульта", то не стану судить о нем по "первому блину"; надо последить за проектом в развитии и становлении. Идея правильная: зрителю надобно иметь еще одно пародийное зеркало вдобавок к тем, что уже есть.
Для шоу-бизнеса, кино и телевидения это - "Большая разница". А политики, должно быть, чувствуют себя обделенными. Да и телезрители вряд ли будут против острого ракурса при взгляде на политического деятеля. Поэтому пародийный "Мульт" на госмужей как нельзя кстати.
Другое дело, что мы получим в осадке: насмешку над "героем" или его рекламу? Возможно и то, и другое сразу. Телевидение достаточно целеустремленно стирает границу между этими противоположностями.
О "Розыгрыше" можно судить с большей степенью уверенности, поскольку этот проект не совсем новый. Он плохо забытый старый.
Я помню, в какую истерику впала артистка Нина Русланова, когда увидела свою машину под гусеницами танка. А теперь примерно такую же шутку сыграли с музыкантом группы "Би-2". Якобы его новенький "Мустанг" утопили в ближайшем водоеме. Реакция была не столь драматичной. Кажется, "клиент" больше переживал не столько за машину (она-то была застрахована), сколько за свой мобильник.
По-настоящему купились на провокацию две шоу-звездочки - Татьяна Овсиенко и Юлия Началова. Их зазвали в какую-то липовую обсерваторию, где сначала подарили по небесному телу, потом напугали спецназовцами в масках... Наживка была столь очевидной в своей абсурдности, что непонятно, как человек в здравом уме мог ее заглотнуть.
Шутки-подставы могут быть более удачными, менее удачными. Что утяжеляет шоу, так это "конферанс" его ведущих - Татьяны Арно и Валдиса Пельша. Они безбожно тянут одеяло на себя, пытаются комиковать, балагурить, веселить, но как-то все у них получается неталантливо, необаятельно...
И тут нелишне вспомнить, почему в свое время этот проект, что называется, загнулся. Причин несколько. Но главная из них коренилась в бесконфликтности драматургии шоу. Оно в конце концов выродилось в пиар-мероприятие для публичного персонажа.
Как выродилось, так может и возродиться. И в том же качестве, тревожным напоминанием о котором и стал сюжет розыгрыша фигуриста Алексея Ягудина.