Улучшение инвестиционного климата российской экономики не сходит с повестки дня. Важно не ограничиваться обсуждением одних лишь цифр, а искать пути для решения таких проблем, как повышение достоверности и объективности информации о России в международной прессе, улучшение имиджа страны на международной арене. В том числе - в инвестиционном сообществе. Нужно выявить новые инвестиционные преимущества России, открыто и активно представить их и помочь им сыграть свою роль в сценарии будущего развития экономики.
Необходимо повысить конструктивность принятия решений для стимулирования притока инвестиций. В частности, необходимо открытое обсуждение сложностей и поиск путей решения такой проблемы, как административные и технические барьеры на пути иностранных инвестиций в российскую экономику.
Россия достигла ощутимых результатов в улучшении инвестиционного климата и привлечении прямых иностранных инвестиций с 1993 по 2008 год. Если мы вспомним все основные события этих 15 лет, то смело можно сказать, что Россия прошла тяжелый путь, но достигла многих поставленных целей в этой области, а российская экономика существенно повысила свою инвестиционную привлекательность. Это подтверждается тем, что в последнее десятилетие инвестиции в основной капитал обгоняли по темпу роста ВВП, а также значительными прямыми иностранными инвестициями в реальный сектор и динамичным ростом фондового рынка.
Я бы хотел подчеркнуть, что в России разработаны уникальные механизмы взаимодействия между правительством и деловыми кругами. Такие механизмы, в частности, как Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ), обеспечивают всем заинтересованным сторонам возможность поиска быстрых решений по широкому кругу вопросов, необходимых для создания благоприятных условий развития деловой активности. В результате как в 1998 году, так и в настоящее время ключевые игроки предпочли остаться на российском рынке. Сейчас идет активный процесс совершенствования деятельности КСИИ.
Теперь важно, чтобы последствия финансового кризиса не нивелировали эти достижения. Для этого нужно продолжить начатые в прежние годы реформы и открыть некие "новые двери". Под этими словами мы подразумеваем несколько факторов: активное привлечение прямых зарубежных инвестиций в сектора с высоким потенциалом роста: например, в индустрию инноваций, в средний и малый бизнес.
Если оценивать Россию сквозь призму зарубежных газетных публикаций и телевизионных репортажей, то, учитывая их тенденциозность, хорошее впечатление о стране получить сложно. Но бизнес строится не на впечатлениях. Мы располагаем результатами экспертных исследований, например, проведенных КСИИ, а также данными анализов показателей деятельности различных отраслей российской экономики, выпущенных различными исследовательскими и аналитическими центрами, включая "Эрнст энд Янг". Все эти исследования подтверждают, что иностранные инвесторы продолжают считать Россию привлекательным и чрезвычайно прибыльным рынком для международных инвестиций.
Однако необходимо сделать прорыв в области продвижения привлекательности инвестиционного климата России. По отзывам многих зарубежных инвесторов, проблема с имиджем у России существует до сих пор. Все еще есть разрыв между российской реальностью и тем, как она воспринимается за границей. Однако те инвесторы, которые уже работают в стране, видят, что Россия является интересной с точки зрения инвестиций страной. Спору нет, желательно было бы иметь больше гарантий и поддержки со стороны государства, но даже и с учетом существующих условий деятельности Россия является страной с огромным инвестиционным потенциалом.
Необходимо раскрывать и обсуждать такие показатели, как окупаемость инвестиционных затрат и доходность проектов в России, включая норму прибыли. Мы знаем, что все эти показатели, а также уровень квалификации персонала в несколько раз превышают аналогичные показатели, например, в Китае. Но для подтверждения этого необходима доступная информация.
Для дальнейшего стимулирования прироста объемов инвестиций нужна коммуникационная стратегия со стороны государства по улучшению имиджа страны. В этой связи целесообразно создание структуры, которая сможет в рамках своей компетенции координировать, разрабатывать и осуществлять государственную информационную политику с использованием административных и финансовых ресурсов, направленную на улучшение имиджа России за границей. Здесь не нужно делать каких-то открытий. Нужно просто проанализировать и выбрать те меры, которые уже реализованы и хорошо сработали в других странах, которые подходят для России, и применить их.
Важной тенденцией сегодняшнего дня является процесс признания приоритета экономики над политикой. Нельзя позволять политическим разногласиям препятствовать развитию коммерческой деятельности, так как она необходима для решения экономических и социальных проблем.
Настало время перейти к следующему этапу и разработать механизм системного управления для решения, к примеру, проблемы коррупции. Обнадеживает то, что кампания по борьбе с коррупцией была названа в числе первоочередных мер правительства, наряду с такими областями, как развитие региональной инфраструктуры, устранение административных барьеров и восстановление высококвалифицированного кадрового резерва. Деловые круги играли важную роль в принятии этого решения, так как конструктивный диалог с ними рассматривается правительством в качестве неотъемлемой составляющей внутренней политики.
Какие перспективы мы видим в будущем? У России весьма благоприятные прогнозы по динамике выхода из кризиса. Летом текущего года уже появились признаки роста, и есть основания полагать, что в ближайшие годы позитивные тенденции будут преобладать в развитии страны, показатели экономического развития в течение нескольких лет восстановятся до предкризисного уровня. В то же время актуальными задачами для России являются модернизация и повышение энергоэффективности экономики, о чем неоднократно заявлял президент Д.А. Медведев и обратил на эти задачи особое внимание в своем Послании Федеральному собранию на прошлой неделе. Для успешного достижения этой цели необходимо быстрое восстановление и повышение инвестиционной активности. Инвестиционный спрос в российской экономике огромен. Этот момент играет положительную роль в определении перспектив будущих иностранных инвестиций.
Не ушел с повестки дня и процесс, который можно назвать "обратной глобализацией". Российские компании приступили к экспансии на мировые рынки и начали приобретать международные активы. Данный процесс был прерван экономическим спадом, так как центр внимания переместился на меры по преодолению кризиса и повышение финансовой устойчивости компаний. Однако ситуация меняется, и компании вновь займутся освоением новых рынков, что также потребует привлечения дополнительного инвестиционного капитала.
Очевидно, что после завершения кризиса баланс сил на международной арене претерпит определенные изменения, связанные, в частности, с возрастающей ролью стран БРИК, в том числе - России. Мы понимаем, что для реализации большого инвестиционного потенциала России нужны новые зарубежные инвесторы, новые проекты, а значит, новые шаги и реальные меры повышения уверенности инвесторов в стабильности страны и ее среды. Настало время открыть эти "новые двери"...