Пока в "Единой России" вчера продолжали обсуждать Послание Федеральному Собранию, президент отправил в партию личное уведомление.
Вчера Дмитрий Медведев уведомил "единороссов", что их кандидатуры на посты глав Республики Алтай и Приморского края его вполне устраивают. По поручению президента, первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков направил об этом письмо в президиум генсовета "ЕР". Напомним, что первого губернатора по рекомендации партии Дмитрий Медведев уже отобрал (Александра Мишарина в Свердловскую область), а для Приморья и Республики Алтай выбраны семь человек, двое из них, как обычно, действующие губернаторы.
Между тем внутри партии и вокруг нее продолжают обсуждать президентское Послание. Пока вчера три клуба "ЕР" совещались между собой, на беспартийной площадке форума "Стратегия-2020" саксофонист Игорь Бутман упорно пытался увлечь коллег темой "Музыка и время". Он честно объяснил, почему взялся председательствовать на дискуссии, посвященной проблеме модернизации музыкальной культуры: "Хочется что-то делать". Неосторожно оброненное им слово "рынок" растревожило Сергея Мазаева из "Морального кодекса": "Рынок существует разный, в том числе и Черкизовский, но отсутствует цивилизованный рынок грамзаписи - вот проблема". Собравшиеся хором вздохнули, и тут Бутман вспомнил еще одну проблему: "Барабанщиков нет, то есть есть, но мало, на всех не хватает". Кто-то взгрустнул о самодеятельности, которая в советскую эпоху была "кузницей кадров". "Музыка остается социальным лифтом, - не согласился Мазаев, - и сейчас люди из простых семей могут стать "звездами".
Тут Андрей Макаревич не выдержал: "Это все мне напоминает анекдот, как в тюрьме собрались заключенные, чтобы обсудить условия содержания, но забыли пригласить тюремное начальство. Все эти вещи мы как музыканты давно знаем, и много раз обсуждали". "Да, но как обсуждали, - оперативно вмешался Бутман, явно волнуясь, что дискуссия умрет за полчаса, - после концерта, между собой, а сейчас мы все тут собрались, они ведь даже не знали, что музыканты умеют говорить, а не только играть на трубе". "Культура в этой стране не справляется без поддержки государства, - грустно признал руководитель "Фестиваля джаза в провинции" Леонид Мицкевич, - политики в области музыкальной культуры не существует". "Все зависит от главы региона, если он любит хоккей, то будет хоккей, а музыки - нет", - мрачно заметил скрипач Дмитрий Коган.
Пока музыканты пытались тронуть немногочисленных и робких "единороссов", партия "Правое дело" вчера отмечала год своего существования - порознь. Напомним, что именно 16 ноября в прошлом году прошел съезд, окончательно основавший союз трех партий - СПС, "Гражданской силы" и Демократической партии, который возглавили трое сопредседателей. В плюс праводельцы начали записывать себе даже тот факт, что у "Яблока" и "Солидарности" (общественное объединение демрадикалов) дела на выборах были еще хуже. Разногласия в руководстве ПД привели к тому, что партия оказалась единственной из семи зарегистрированных, которая просто не смогла выставить свой список на выборах в Мосгордуму, состоявшихся 11 октября.
Двое из трех сопредседателей, Леонид Гозман и Георгий Бовт, признали вчера в официальном заявлении, что "можно и нужно было добиваться большего". Но добавили, что ряд обстоятельств вселяют в них "оптимизм - по итогам года в "Правом деле" сложилось устойчивое большинство, настроенное на конструктивную работу, которое имеет ясное представление о первоочередных задачах партии и путях их решения, найден механизм преодоления внутренних разногласий". Последнее означает, что двое сопредседателей нашли способ согласовывать все решения без участия третьего, Бориса Титова. Бовт и Гозман также сообщили, что ПД готова участвовать в объявленной президентом программе модернизации страны и партия вскоре представит собственную программу реформ.
"Год прошел - похвастаться нечем, - мрачно признает и Титов, - в партию пришел бизнес из реального сектора экономики, потому что нам были нужны инструменты политического влияния, ведь мы все больше скатываемся к сырьевой модели". Но, по его словам, предложения тех, кто пришел из "Деловой России" (это примерно треть отделений ПД), не были приняты во внимание: "Все блокируется той стороной, им невыгодно наше усиление. Сами они партию не создадут, если их не поддержат, нам они не дают работать. А мы будем поддерживать только ту партию, которая будет защищать интересы бизнеса". Окончательно определиться Титов собирается в конце года. Кстати, до проекта "Правого дела" он был членом Высшего совета ЕР (хотя и без партбилета). Вчера, сравнивая обе партии, Титов признал, что в ЕР "мы сделали больше, и больше пролоббировали своих интересов при всех недостатках "Единой России". Для нас это был более эффективный инструмент, чем "Правое дело".
Отдельную партию в этом квартете ведет экс-председатель Демпартии Андрей Богданов, де-факто контролирующий московское отделение партии. Последние пару месяцев Богданов методично объезжает регионы по самым разным поводам. Как пояснил Титов, он не во всем разделяет его позиции, например, переименование в партию "Правая Россия", хотя идея о том, чтобы возглавить всем сопредседателям региональные списки на мартовских выборах. "Пока я для себя этот вариант не исключаю, если останусь с "Правым делом", - сообщил Титов.