По данным минтранссвязи Украины, за январь-октябрь-2009 ее порты сократили объем перевалки грузов на 20%, а объемы транзита - на 30%. Особенно быстро сократился грузооборот черноморских и дунайских портов Украины. Главные причины - растущие портовые сборы, транзитные тарифы и увеличение перегруженности этих портов. В то же самое время "недобор" украинских портов по транзиту - это переход грузов на российские порты. Тем более что до 65-70% объема общеукраинского портово-транзитного грузооборота составляют внешнеторговые грузы России. Правда, в некоторых черноморских портах Крыма транзит российских грузов почти не сократился.
"РБГ" уже сообщала, что соседние с Украиной крупные российские порты тоже перегружены, но есть резервы провозной способности у менее крупных портов РФ в этом регионе (в основном на азовском побережье и в дельте Дона). В этой связи грузы, прежде следовавшие транзитом через украинские терминалы, примерно с осени-2009 передислоцируются в основном на соседние порты РФ в Азовском и Азово-Донском бассейне, пока имеющие меньший уровень загруженности. Причем если загрузка этих российских портов растет, то украинские азовские порты за 10 истекших месяцев лишились 3 млн тонн грузов. По дунайским портам Украины объем грузоперевозок тоже сократился на 3 млн тонн - в основном из-за высоких тарифов и дефицита провозной способности. Причем в дунайских портах Румынии и Молдавии тарифы ниже украинских, так что транзит уходит и туда.
Намеченное на 2010-2015 гг. увеличение мощностей в российских азовских портах Приморско-Ахтарск, Камышеватский, Темрюк и Азов, а также российских трансчерноморских паромных линий приведет к сокращению российского грузотранзита через терминалы Украины самое меньшее на 40%.