Идея повсеместного перехода на энергосберегающие лампочки перевесила в общественном сознании проблему сохранения тепла. Между тем для нашей страны с длинным отопительным сезоном сбережение тепла не менее актуально. Именно отопление - самая большая статья коммунальных расходов.
В Москве, например, за обогрев стандартной "двушки" ежемесячно приходится платить порядка 850 рублей. Принятый в конце прошлой недели Госдумой закон об энергоэффективности и энерго сбережении в том числе призван решить задачу повышения энергоэффективности всего жилищно-коммунального сектора. Но пока контролировать расходование тепла в наших домах намного сложнее, чем электричество.
Большинство населения России живет в гораздо более холодных условиях, чем в Европе или Северной Америке. Из европейских столиц только Хельсинки может сравниться с Москвой по энергоклиматическим нагрузкам, а также по годовому количеству градусочасов (в профессиональных кругах это показатель теплового дефицита конкретной территории). В столичном регионе, не самом холодном в стране, длительность отопительного сезона составляет 199 суток, а средняя температура отопительного периода - минус 1,5-2 градуса. Таким образом, в Москве дефицит тепла составляет примерно 103 тысячи градусочасов, а, например, в Стокгольме - меньше 90 тысяч. В Париже отопительный сезон длится четыре месяца против наших семи, и дефицит тепла почти в три раза меньше - 38 тысяч градусочасов. Лондон по этому показателю примерно на уровне Парижа.
Но только ли погода виновата в огромных энергозатратах нашего ЖКХ? Практически все многоквартирные дома, построенные до 1995 года, проектировались по старым строительным нормам, не отвечающим современным требованиям по тепловой защите зданий. Например, через тонкие стены "хрущевок" более 40 процентов тепла уходит на отопление улицы, а жильцы переплачивают за это из своего кармана. Стандартам теплозащиты, по которым стены должны терять не более 5 процентов теплоэнергии, отвечают лишь здания, построенные после 2000 года.
Причины высокого потребления энергоресурсов в домах можно перечислять и далее: это и плохое техническое обслуживание, и отсутствие капитального ремонта. Самое первое, с чего нужно начать, - утепление подъезда: заменить старые окна на стеклопакеты, повесить хорошую входную дверь. Эти в общем-то простые и недорогие мероприятия помогут сэкономить до 25 процентов теплоэнергии.
Впрочем, эти меры имеют мало смысла, если нет возможности регулировать количество тепла и, соответственно, плату за него. Однако же в большинстве многоэтажек не предусмотрено регулирование потребления тепла ни на входе в дом, ни в отдельно взятой квартире.
"У нас регулирование теплопотребления идет хуже не потому, что нет соответствующего оборудования, - пояснил "РГ" главный специалист Всероссийского научно-исследовательского проектного института энергетической промышленности (ВНИПИэнергопром) Евгений Гашо. - Был проект, когда заинтересованные фирмы предложили один из домов в центре Москвы оборудовать современной системой теплорегулирования: установить индивидуальный тепловой пункт на здании, счетчики-регуляторы на всех батареях. Согласилось лишь 15 процентов жильцов".
Инертность жильцов легко объясняется. Например, стоимость регулировочного узла, отслеживающего температуру воды на выходе из дома, от 400 тысяч до 3 миллионов рублей. Экономия средств при использовании подобного прибора за счет снижения температуры батарей может составить 40 процентов. Но это в перспективе. А сначала жильцам придется выложить по несколько тысяч рублей из своего кармана.
Резонный вопрос: а что мешает муниципалитету самому поставить новое оборудование на каждый дом и тем самым сократить теплопотери? Эксперты напоминают, что на сегодняшний день более 80 процентов населения нашей страны является собственниками своего жилья, а это значит, что именно на них лежит обязанность по содержанию и эксплуатации дома. Вот если бы для установки энергосберегающего оборудования в домах можно было бы использовать средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, но законом о деятельности фонда это не предусмотрено.
Впрочем, ситуация, возможно, изменится. Сейчас в стадии рассмотрения находится законопроект с поправками в закон о Фонде ЖКХ. Речь идет о том, чтобы в качестве одного из условий выделения денег на капремонт из средств фонда учитывалось наличие региональных адресных программ, предусматривающих переход на отпуск тепла и прочих ресурсов потребителям только в соответствии с показаниями общедомовых счетчиков. То есть, как пояснили "РГ" в Фонде ЖКХ, должны быть созданы условия, чтобы жители не переплачивали за потребленный ими объем энергии.