Начиная со времен Великой депрессии в США стимулирование экономики с помощью активного дорожного строительства в мире признано одним из наиболее эффективных инструментов государственного антикризисного управления. О том, поможет ли российская дорожная отрасль преодолеть последствия мирового финансового кризиса в нашей стране, "Российской газете" рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Иннокентий Алафинов.
Иннокентий Сергеевич, какую роль играет дорожное хозяйство в борьбе с кризисом?
Чтобы понять, почему дорожные работы являются локомотивом, выводящим экономику из кризиса, нужно знать одну простую цифру. Создание одного рабочего места в дорожном хозяйстве обеспечивает пять рабочих мест в иных - смежных и обеспечивающих отраслях экономики. Таким образом, общее число занятых оказывается в итоге в шесть раз больше. Дополнительные финансовые вложения в дорожное строительство обеспечивают мультипликативный эффект. Не является этот факт исключением и для нашей страны. Зависимость здесь прямая - чем больше объем финансирования дорожной отрасли, тем выше уровень занятости населения. Исследования показали, что строительство и реконструкция автодорог в расчете на 1 млрд рублей стоимости работ требует привлечения в отрасль в среднем 425-500 человек. Стоит добавить и то, что в сметной стоимости дорожных работ заложено 35 и более процентов налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Сегодня строительство таких объектов, как дорога Чита - Хабаровск, обход Сочи, внеклассные мостовые сооружения, служат стимулом для развития экономик целых регионов.
К тому же в дорожное строительство можно привлекать людей, не имеющих опыта в данной сфере. Конечно, современный опытный дорожник - это не человек с лопатой, а квалифицированный специалист, который работает, как правило, на дорогостоящем импортном и отечественном оборудовании, но все равно таких возможностей по использованию труда людей, прошедших минимальную подготовку, нет в других отраслях экономики.
Есть на дорогах и работы, которые можно производить неквалифицированной рабочей силой. Например, уборка мусора в придорожных кюветах, вырубка кустарника, прочистка водопропускных сооружений, окраска дорожных павильонов. Эти работы важны, но при этом не требуют особых знаний и навыков.
В каком объеме будет профинансирована дорожная отрасль из федерального бюджета в следующем году?
Бюджетный процесс пока еще продолжается, но в соответствии с рассматриваемым сегодня проектом федерального бюджета объем финансирования подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) в следующем году составит 165,3 млрд рублей. В том числе расходы на содержание и ремонт федеральных дорог предусмотрены в размере 61,8 млрд рублей. Напомню, что в этом году эти показатели были соответственно на уровне 243,1 и 66,4 млрд рублей.
В условиях серьезного снижения финансирования обеспечение безопасности движения, сохранности дорог, развития дорожной сети возможно только при выстраивании системы жестких приоритетов. На федеральных дорогах эти приоритеты определены.
Во-первых, предусмотрена концентрация средств федерального бюджета на строительстве олимпийских объектов и объектов, включенных в программу развития транспортной инфраструктуры для проведения саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке.
Во-вторых, в полном объеме предусматривается финансирование объектов, завершаемых в текущем году. Задача Росавтодора - сделать так, чтобы государственные вложения не были заморожены в долгостроях, а как можно скорее начинали работать.
В числе других приоритетов - мероприятия по комплексному обустройству дорог, реконструкция находящихся в аварийном состоянии ремонтонепригодных мостов, проведение проектных работ и изысканий для строек, завершаемых в следующем году, а также ремонт и реконструкция наиболее загруженных участков федеральных дорог.
Какие меры предпринимаются для поддержки дорожного хозяйства в регионах?
Основной механизм поддержки, предусмотренный федеральным бюджетом - это предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на развитие автомобильных дорог. И этот механизм на последние годы доказал свою эффективность. За счет субсидий были построены и реконструированы транспортные развязки, важнейшие региональные дороги, внеклассные мостовые сооружения и многие другие дорогостоящие объекты, на которые правительства субъектов просто не могли найти денег.
В текущем году в форме субсидий в территориальную дорожную сеть инвестировано 94,4 млрд рублей. Кроме того, учитывая сложную ситуацию в регионах, правительство увеличило максимальную долю федерального софинансирования строящихся региональных объектов с 80 процентов до 95. То есть если раньше субъект РФ должен был найти средства на оплату 20 процентов стоимости объекта, то теперь достаточно только пяти.
В следующем году объем субсидий, предусмотренный проектом бюджета на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог по подпрограмме "Автомобильные дороги", значительно сокращен - он составляет 6,9 млрд рублей.
В программе строительства и реконструкции региональных автодорог за счет субсидий из федерального бюджета 2010 года предполагается завершение строительства автодороги Махачкала - Ботлих в Республике Дагестан на сумму 2,3 млрд рублей. Примерно 1,6 млрд направляется на строительство объектов для проведения Олимпиады в Сочи. Ярославская область получит 3 млрд во исполнение указа Президента РФ "О праздновании 1000-летия основания г. Ярославля".
Еще 23,5 млрд будут вложены в строительство и реконструкцию региональных дорог в рамках федеральных целевых программ "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы", "Развитие Калининградской области на период до 2010 года", "Юг России (2008-2012 годы)", "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы".
Также 7,3 млрд рублей получит правительство Санкт-Петербурга для продолжения строительства Западного скоростного диаметра.
Для поддержки региональных дорожных проектов проектом бюджета предусматривается 40 млрд рублей на предоставление бюджетных кредитов субъектам РФ на строительство, модернизацию и ремонт автомобильных дорог. Таким образом, общий объем поддержки регионов на 2010 год составляет порядка 77,7 млрд рублей.
Вы упомянули бюджетные кредиты, которые могут получить регионы. Расскажите поподробнее об этом проекте.
Бюджетные кредиты - это еще одна важная мера правительства, инициированная для поддержки регионов. На сегодняшний день схема такова: правительство региона получает право обратиться в минфин и получить ссуду из федерального бюджета сроком на три года под процент, равный 1/4 ставки рефинансирования в год.
При этом если в части субсидий регионы могут потратить средства исключительно на строительство и реконструкцию автодорог, то деньги, полученные в кредит, можно потратить на ремонт и содержание дорожной сети.
Кстати, сейчас в рамках работы над федеральным бюджетом обсуждается вопрос об увеличении срока кредитов до 5 лет и общего объема средств, выделяемых на бюджетные кредиты, до 50 млрд рублей.
Что планируется построить на эти средства?
За счет бюджетных кредитов будут достроены 2 моста через Прямую и Кривую Болду в Астраханской области, мост через реку Дон в Ростове-на-Дону, который станет частью транспортного кольца вокруг центра города. Завершится строительство Кировского моста в г. Самаре, моста через Обь в г. Новосибирске, очередного участка кольцевого маршрута в Калининградской области, подъезда к космодрому Плесецк и многих других важнейших объектов автодорожной инфраструктуры.
Сейчас Росавтодор готовит предложения по подходам к определению объема бюджетного кредита, предоставляемого бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках предусмотренного общего объема бюджетных кредитов, исходя из уровня автомобилизации и протяженности дорог в субъекте Российской Федерации, а также численности его населения, включая численность сельских жителей.
В будущем году дорожной отрасли придется нелегко. Что касается федеральных дорожных структур, то им удастся сохранить и потенциал, и кадры, но серьезные проблемы из-за недофинансирования могут возникнуть у региональных дорожников. И здесь очень много будет зависеть от политики региональных властей, от их понимания сложности ситуации. Если финансировать дороги по остаточному принципу, то вполне вероятно, что такие регионы ждут серьезные инфраструктурные и экономические проблемы.