Несмотря на трудности, связанные с мировым финансовым кризисом, сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что наша страна встала на путь поступательного экономического развития. Для обеспечения дальнейшего роста экономики необходима масштабная работа по развитию транспортного потенциала.
То, насколько важны автомобильные дороги для нашей страны, понимают даже те, кто никогда не садился за руль. В России с ее обширной территорией дороги обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития регионов, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Для экономики развитая сеть автодорог - это расширение производственных возможностей за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.
За последнее десятилетие образ жизни россиян претерпел серьезные изменения - автомобиль превратился в необходимое средство передвижения. И если раньше собственный автомобиль был признаком достатка, то теперь и несколько машин в семье - явление привычное.
С ростом промышленного и сельскохозяйственного производства, с увеличением объемов строительства и расширением международной торговли вырос и спрос на грузовые перевозки.
Что же представляет собой сегодня наша дорожная сеть?
В России протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет почти миллион километров, из них около 50 тысяч - федерального значения.
Федеральные дороги, протяженность которых не превышает 5 процентов всей дорожной сети, принимает на себя примерно половину всех коммерческих и пассажирских перевозок. И именно развитие сети федеральных дорог имеет решающее значение для реализации экономического потенциала страны и выполнения социальных задач.
Основная часть существующей дорожной сети была построена в 60-70-е годы XX века и рассчитана она была совсем под другие транспортные потоки и нагрузки на ось транспортных средств. Если учесть, что средний срок службы дороги составляет 30 лет, становится ясно, что значительная доля автодорог уже давно исчерпала свой ресурс.
Сегодня только чуть более трети федеральных магистралей соответствуют нормативам, а по территориальным и муниципальным дорогам этот показатель гораздо ниже.
Конфигурация сети автодорог федерального значения в России имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. И это означает, что автомобили накручивают лишние километры, увеличивая стоимость перевозок и повышая уровень загрузки дорог.
Значительная часть федеральных автодорог проходит по территории населенных пунктов, что приводит к росту численности дорожно-транспортных происшествий и существенно тормозит движение транспортных потоков.
Основная доля федеральных магистралей имеет всего лишь по одной полосе движения в каждом направлении: только 8 процентов их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть. И это обстоятельство не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.
Нехватка дорог в Сибири, на Дальнем Востоке, на севере территорий европейской части России снижает возможности по освоению природных богатств этих регионов.
Более половины местных дорог, находящихся в ведении муниципалитетов, не имеют твердого покрытия.
Около 2 миллионов наших сограждан проживают на территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, а около 40 тыс. населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.
Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности.
Дорожная сеть жителям разных регионов России видится по-разному. Для жителя мегаполиса самый болезненный вопрос - пробки, для селянина главные проблемы - рытвины и ухабы. Но у всех есть одно общее - понимание того, что проблему российских дорог нужно решать и решать как можно скорее.
Масштабные задачи по приведению в порядок существующей дорожной сети и строительству новых магистралей сформулированы в утвержденной год назад Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Инновационный вариант реализации Стратегии предполагает, что общая протяженность дорожной сети вырастет до 1 миллиона 350 тысяч километров. При этом доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по федеральным дорогам, возрастет до 80 процентов.
Стратегия предусматривает создание системы автомагистралей и скоростных дорог, в первую очередь по направлениям международных транспортных коридоров, а также строительство новых и реконструкцию дорожной сети для увеличения ее пропускной способности.
Дороги, входящие в состав международных транспортных коридоров, будут обеспечивать свободный проезд большегрузного транспорта с нагрузкой на ось до 11,5 тонны и общей массой до 44 тонн.
Запланировано устранение "узких мест" на сети федеральных автодорог за счет проведения реконструкции искусственных сооружений, строительства многоуровневых развязок в разных уровнях, ликвидации дорог с грунтовым покрытием.
Будет создана дорожная сеть для обеспечения развития потенциальных точек экономического роста, в том числе для комплексного освоения новых территорий в Сибири и на Дальнем Востоке.
Целевые ориентиры заданы, и решить поставленные грандиозные задачи в условиях ограниченности бюджетных ресурсов можно только с приданием развитию дорожного хозяйства инновационного характера.
Сегодня применение инноваций охватывает такие сферы, как планирование дорожных работ, использование современных высокопроизводительных методов проектирования.
Внедряются новые более эффективные технологии в области управления дорожным хозяйством, совершенствуется нормативно-правовая база и система технического регулирования. Повышается качество дорожных работ на всех стадиях, все чаще применяются прогрессивные дорожные технологии и новейшие строительные материалы.
О различных направлениях внедрения инноваций в дорожном хозяйстве рассказывают на страницах нашего издания руководители дорожной отрасли.