Во вторник премьер-министр Владимир Путин побывал на Нижнекамском нефтехимическом заводе. Здесь глава правительства провел совещание, среди прочего заявив, что экологические соображения не должны мешать развитию отрасли.
Впрочем, свое однодневное турне по промышленным районам Татарстана Путин начал с осмотра КАМАЗа. Там премьера попытались убедить в том, что где-где, а вот на КАМАЗе антикризисная политика правительства принесла наиболее ощутимые плоды. "Введение заградительных пошлин, госзаказ и прочее - эти меры лучше всего прижились у нас", - рассказывает один из топ-менеджеров предприятия, который заметил оживление на автомобильном рынке страны. Он не скрывает своего удовольствия и от сегодняшнего дня - ведь, во-первых, 17 ноября было запущено производство дизельных двигателей на совместном российско-американском предприятии "Камминз Кама", а во-вторых, разумеется, приезд главы правительства. Оба события совпали.
- Я в декабре прошлого года был на КАМАЗе, мы наметили целую программу поддержки предприятия и автопрома, и она вся сработала, - заметил Владимир Путин, в то время как ему демонстрировали успехи народно-зарубежного хозяйства.
Теперь на предприятии начнут собирать двигатели мощностью 140-300 лошадиных сил для российского рынка, которые будут полностью соответствовать стандартам экологичности Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Уже в следующем году с конвейера сойдет 7 тысяч двигателей, к 2015 году их количество вырастет до 25 тысяч единиц ежегодно. И хотя обновленные грузовики "КАМАЗ" будут стоить дороже на пять процентов, ресурс двигателей увеличится более чем в два раза, а расход топлива должен снизиться на 15 процентов.
"Мы выделили дополнительные деньги на закупку автомобилей для госнужд - 12,5 миллиарда рублей и дополнительно 3 миллиарда рублей, из которых почти половина пошла на закупку "КАМАЗов", - продолжал Владимир Путин. - Кроме того, на 25 миллиардов рублей был увеличен уставный капитал "Росагролизинга", и 5 миллиардов рублей из этих средств должны были пойти на закупку автомобильной техники".
Столь впечатляющие бухгалтерские способности московского гостя понравились рабочим, и те придвинулись поближе, чтобы задать несколько вопросов. Премьер, однако, сослался на совещание, которое вот-вот уже должно начаться под его председательством в Нижнекамске, и поспешно удалился. И все же кому-то из сотрудников удалось выкрикнуть то, что, видимо, волновало сейчас больше всего - прогноз стыкового матча России и Словении, от результата которого зависит судьба путевки на чемпионат мира 2010 года в ЮАР. "В спорте очень трудно прогнозировать, это не прогноз, а гадание... Но наши должны победить", - произнес Путин.
Традиционный вопрос "А как у вас с зарплатами?" премьер в этот раз не задал, да и рабочих это, по-видимому, не так сильно интересовало, как, например, победа национальной сборной. Как рассказали "РГ", до кризиса сотрудники КАМАЗа получали в среднем 17-20 тысяч, сейчас заработок не превышает 12 тысяч рублей... "Мы с вами еще поговорим, у меня будет традиционная "прямая линия" с гражданами, и я попрошу, чтобы к вам обязательно съемочная группа подъехала", - обронил глава правительства, выходя из цеха.
О грядущих победах национальной экономики премьер говорил уже на Нижнекамском неф техимическом заводе. Для начала, правда, Путин пожурил собравшихся за то, что, обеспечивая 9-10 процентов в экспорте сырой нефти, Россия тем не менее охватывает меньше одного процента экспорта такого высокотехнологичного продукта, как полимерные материалы. В довершение всего треть внутреннего потребления нефтехимической продукции приходится на импорт. "Мы продаем простое сырье, а затем покупаем за рубежом готовый продукт, чаще всего произведенный из нашего сырья", - рассказывал глава правительства.
Впрочем, очередными заградительными барьерами российские власти не собираются пользоваться, надо меняться самим. На взгляд премьера, отечественная нефтехимия отстала от западных конкурентов прежде всего по причинам устаревшего оборудования и удаленности большинства предприятий от внешних рынков сбыта. Однако у отрасли, убежден Путин, есть одно важное преимущество - уникальная сырьевая база. На руку модернизации играет и то обстоятельство, что нефтехимия не требует больших государственных вливаний, поскольку высокорентабельна.
Глава правительства решил в основном помочь советами. Так, объяснял Владимир Путин, с одной стороны, следует укрупнять нефтехимические комплексы, дабы они становились более конкурентоспособными. "Масштабы средней отечественной компании в сфере нефте- и газохимии мизерны по сравнению с западными или азиатскими гигантами - для них не доступны ни дешевые долгосрочные кредиты, ни финансирование НИОКР", - считает премьер. С другой стороны, правительство намерено ограничивать конкуренцию на рынке, доставшуюся в наследство еще от советских времен. "Продуктопроводы и другие сетевые объекты создавались в рамках единых территориальных производственных комплексов, и сегодня все заинтересованные предприятия должны иметь недискриминационный доступ к ним", - указывал председатель правительства. Ну и, само собой разумеется, необходимо ускорить научно-техническое перевооружение отрасли, а также внедрять инновационные модели управления.
Если же власти все-таки решат оказать поддержку предприятиям, то только эффективным. "Помогать следует состоявшимся и конкурентоспособным компаниям, и не следует любой ценой удерживать на плаву неэффективные производства", - говорил премьер. На совещании Путин попросил бизнесменов сформировать справедливые и предсказуемые цены на сырье и промежуточные продукты переработки, а также открыть информацию по своим издержкам. "Сегодня удалось решить одну из острых проблем в отрасли, за что я хочу поблагодарить всех участников процесса, которые работали в течение дня над этим. Поручаю Игорю Ивановичу Сечину и антимонопольной службе довести до конца достигнутые договоренности. Речь идет о ценах, о сроках и об объемах поставки сырья", - заявил Владимир Путин настолько неопределенно, что чуть позже его пресс-секретарю Дмитрию Пескову пришлось разъяснять ситуацию. На самом деле, премьер имел в виду договоренность между компаниями СИБУР и "Казаньоргсинтез" по объемам и ценам поставок сырья на татарстанское предприятие.
Ко всему прочему, глава правительства пообещал предпринимателям помочь со снижением издержек в реализации инвестпроектов, которые пока намного дороже, чем в Европе и Азии. Это, в частности, связано с действующими стандартами в сфере безопасности и экологии. И хотя требования безопасности и экологические соображения важны, премьер уверен, "все, что мешает развитию отрасли, должно быть устранено".
- Многие-многие годы такого совещания не было, - отреагировал министр энергетики Сергей Шматко, поблагодарив Путина за приезд в Нижнекамск.