Законопроект о транспортном налоге, подготовленный в Смольном, вызвал эффект разорвавшейся бомбы.
Новый транспортный налог по-прежнему остается в центре самых оживленных дискуссий. Правда, чтобы он был увеличен с нового года, проект закона должен быть принят в трех чтениях, подписан губернатором и опубликован до 1 декабря текущего года. Поэтому повышать транспортный налог на 2010 год власти Петербурга не будут, а вот в 2011-м автомобилистов явно ждут неприятные сюрпризы.
Больше всех пострадают владельцы дорогих автомобилей, а также грузоперевозчики - для машин с объемом двигателя от 200 и 250 лошадиных сил налог вырастет в два раза, грузоперевозчики же потеряют лишних 20 процентов. И это без учета того, что регионы имеют право превышать установленную федеральную ставку в 5 раз.
Аргументов для увеличения налога у города достаточно - бюджет на следующий год сильно урезан, а налоговые ставки не изменялись с 2002-2004 годов. Также, по словам председателя комитета по финансам Эдуарда Батанова, городской бюджет потеряет около 4,4 миллиарда рублей за счет изменения методики расчетов возвращения в региональные бюджеты акциза на бензин. Ведь теперь сборы будут выплачиваться не там, где производится бензин, а там, где он потребляется. Кроме того, надо как-то компенсировать "плоский" единый подоходный налог и вообще сокращать количество автотранспорта в центре города, чтобы поправить экосреду мегаполиса.
Интересно, что экологи в общем согласны с позицией городских властей в отношении мощных частных машин. "Речь идет о статусных автомобилях, а не о средствах передвижения, поэтому налоги должны регулировать процесс, так как город легко превратится не в место проживания человека, а в автостоянку", - считает Алексей Травкин, руководитель проекта "Зеленая волна".
Однако грузоперевозчики не согласны с утверждением, что их транспорт наносит вред экологии, а значит, должен облагаться наибольшим налогом.
"Большие автомобили более экологичны, это признано в Европе, вред от отечественного грузовика в четыре раза меньше того, что могут нанести наши современные иностранные тягачи. Кроме того, мы ездим в основном в Европе, куда бы нас просто не пустили, будь это не так", - считает Вячеслав Лазарян, член Транспортного совета при правительстве Санкт-Петербурга.
Если говорить не о социальной, а об экономической составляющей, то, по мнению участников рынка, сейчас не время повышать налоги, так как многим не из чего их платить - доходы компаний не превышают 7 процентов, многие машины простаивают. Например, в Финляндии налоги взимаются только с работающих машин, а у нас проще снять машину с учета, чем доказать, что она какое-то время не работала.
"Изменение ставок приведет к банкротству многих крупных компаний, также увеличит налоговую нагрузку на весь бизнес, что только раскрутит инфляцию", - считает Константин Шаршаков, исполняющий обязанности руководителя филиала АСМАП по СЗФО. "Налоги в основном платят самые крупные "белые" игроки, которые дорожат своей репутацией, - говорит Алексей Патрухин, член Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада, - и мы готовы делать это дальше, но налоги должны платить все".
Собираемость транспортного налога по Санкт-Петербургу не превышает 70 процентов, а это очень низкий показатель. В данном случае Смольный идет по простому пути - собирать больше с тех, кто платит, а не с тех, кого надо искать и заставлять любить налоговую службу. Кроме того, председатель комитета финансов считает, что если городу на тендерах удалось понизить стоимость строительства дорог на 30 процентов, значит, и транспортникам есть на чем сэкономить. И не важно, кто будет строить эти дешевые дороги и сколько они простоят.
Несмотря на разногласия, стороны понимают, насколько им важно между собой договориться. Поэтому губернатором Северной столицы и было отмечено, что решение о повышении налога должно быть взвешенным и продуманным. "Мы понимаем все сложности людей, компаний-перевозчиков. В связи с этим налог на будущий год повышаться не будет", - объявила Валентина Матвиенко.
Ведь в случае банкротств грузоперевозчиков безработные водители придут к властям с настойчивой просьбой выплатить пособие и трудоустроить на хорошую зарплату. Кроме того, если сейчас грузоперевозчики платят налоги, то в случае их банкротства городская казна вообще ничего не получит. Хуже того - в городе слишком сильна конкуренция, в нем работает большое количество перевозчиков из других регионов, которые после банкротства местных будут возить весь груз.
Впрочем, у транспортных компаний есть и другой выход - сейчас в 17 регионах РФ транспортный налог меньше, чем в городе, и если он еще будет поднят, то петербургские компании уйдут туда, "где ниже".