18.11.2009 00:40
Экономика

Приоритеты развития транспортной отрасли: Обеспечение безопасности, эффективное управление и выполнение планов строительства

Российская газета - Спецвыпуск: Экономика: Автомобильные дороги №216 (5040)
Читать на сайте RG.RU
Безопасность

Обеспечение безопасности дорожного движения - безусловный приоритет работы дорожников. Благодаря Подпрограмме "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг." проводятся масштабные работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Росавтодор осуществляет постоянный учет и анализ данных об аварийности на федеральных дорогах и работы по капитальному ремонту, реконструкции дорог проводятся в первую очередь в местах концентрации ДТП. По программе дорожных работ до конца 2009 года будет завершен ремонт около 4400 км федеральных автодорог, в том числе более тысячи километров будет отремонтировано капитально. Продолжается установка около 119 тысяч недостающих дорожных знаков, устанавливается 266 км дорожных ограждений и порядка 140 км линий освещения, приводятся в порядок придорожные полосы, ликвидируются тысячи "диких" съездов. По планам все эти мероприятия позволят снизить аварийность на 1620 участках концентрации ДТП. Комплексная работа Росавтодора, ГИБДД и других ведомств приводит к позитивным результатам: по итогам первых восьми месяцев года число ДТП на федеральных автодорогах снизилось на 7 процентов, а число погибших уменьшилось на 12 процентов. 

Для оценки деятельности дорожников используется и такой показатель, как количество происшествий, в которых зафиксированы неблагоприятные дорожные условия, то есть такие, которые могли способствовать возникновению аварии. Число таких ДТП за последние годы по федеральным дорогам неуклонно снижается. За 8 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого оно снизилось на 27%, а число погибших в таких авариях сократилось на 30%.

Строительство

В 2009 году завершается реализация федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" на год раньше запланированного срока.

За период реализации программы построено и реконструировано 22,8 тыс. км автодорог, в том числе 4,6 тыс. км федеральных и 17,9 тыс. км региональных автомобильных дорог. По итогам текущего года общая протяженность введенных в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог составит более тысячи километров.

705 километров с асфальтобетонным покрытием вводится на дороге "Амур" Чита-Хабаровск. До конца года будут сданы в эксплуатацию 140 км на дороге М-4 "Дон". Завершается строительство обхода города Сочи протяженностью 17 километров, обходов городов Луги и Пскова. Заканчивается ликвидация грунтовых разрывов на автодороге "Колыма" от Якутска до Магадана. В Московской области завершена реконструкция участка автодороги М-3 "Украина" протяженностью 14,5 километра, что позволило обеспечить бессветофорное движение от МКАДа до малого бетонного кольца. Введена в эксплуатацию транспортная развязка на 27-м километре дороги М-9 "Балтия".

В числе других важнейших объектов строительства и реконструкции вводятся в эксплуатацию 29 километров дороги М-7 "Волга", 28 километров дороги М-10 "Россия" от Москвы до Санкт-Петербурга, 24 километра на автодороге М-5 "Урал" и многие другие объекты. В 2009 году вводятся в эксплуатацию четыре внеклассных мостовых перехода. Мосты через реку Волгу сданы в Волгограде, у села Пристанное в Саратовской области, построен мост через реку Оку в составе обхода Мурома. До конца года войдет в строй и мост через Волгу в Ульяновске - один из крупнейших в Европе.

Стратегия

С 2010 года важнейшим документом, определяющим перспективы дальнейшей модернизации автодорожной сети, станет Подпрограмма "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Целями подпрограммы заявлены развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала, а также повышение комплексной безопасности на дорогах страны. Для достижения поставленных целей необходимо будет увеличить протяженность сети федеральных автодорог, соответствующую нормативным требованиям. Ликвидация грунтовых разрывов, реконструкция участков дорог, имеющих переходный тип покрытия, строительство обходов населенных пунктов позволят увеличить пропускную способность, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности. По итогам реализации подпрограммы сеть автомобильных дорог федерального значения увеличится почти на 2 тысячи километров и составит около 56 тысяч километров. При этом доля дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, будет составлять 49%, или 27 тысяч километров. На сегодняшний день этот показатель находится в районе 38%.

2300 сельских населенных пунктов будут соединены с сетью автодорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Плотность сети автомобильных дорог федерального значения увеличится с 0,37 км до 0,41 км на тысячу человек. Планируемый объем финансирования подпрограммы составляет более 4 триллионов рублей.

Управление

В 2009 году принят Федеральный закон N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с законом ГК "Автодор" будет осуществлять доверительное управление переданными ей автомобильными дорогами. Госкомпании будут передаваться участки дорог с наибольшей интенсивностью движения, в том числе входящие в состав международных транспортных коридоров, по которым осуществляется значительный объем грузовых перевозок. Создание госкомпании позволит увеличить объем денежных средств, вкладываемых в развитие российской дорожной сети. Помимо субсидий из государственного бюджета, госкомпания сможет направлять на ремонт и строительство дорог и плату, взимаемую за размещение объектов придорожного сервиса, рекламных конструкций. ГК "Автодор" также будет осуществлять функции концедента при строительстве и эксплуатации платных дорог. Средства, полученные от эксплуатации платных дорог, также будут использоваться для модернизации дорожной сети. Создание госкомпании позволяет также привлекать в развитие дорог денежные средства частных инвесторов, в том числе за счет банковских кредитов и таких механизмов, как инфраструктурные облигации.

Госкомпания сможет самостоятельно осуществлять строительство новых дорог. При этом как переданные в доверительное управление дороги, так и построенные госкомпанией, останутся в собственности государства. По планам на первом этапе до 1 мая 2010 года ГК "Автодор" в доверительное управление должны быть переданы трассы М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, протяженность 1517 км) и М-1 "Беларусь" (на Минск, Брест, протяженность 457,5 км).

Инфраструктура