19.11.2009 00:15
Культура

Премьера фильма "Брестская крепость" состоится 22 июня в 4 часа утра

Премьера фильма "Брестская крепость" состоится 22 июня в 4 часа утра
Текст:  Раиса Захарова (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №44 (432)
Читать на сайте RG.RU

В этот раз в конкурсной программе Минского международного кинофестиваля "Лiстапад", открывшегося в прошлую субботу в белорусской столице, фильмов о Великой Отечественной войне практически нет, за исключением единственной белорусской картины "Снайпер. Оружие возмездия" с Дмитрием Певцовым и Марией Мироновой в главных ролях. Однако российские гости минского кинофорума непременно отмечали в своих выступлениях, что именно белорусский народ первым оказал сопротивление немецким захватчикам в 1941 году... И нынешний лауреат специального приза Президента Беларуси "За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве" народный артист Беларуси Геннадий Гарбук свои лучшие роли сыграл именно в военных картинах - у Михаила Пташука, Виталия Четверикова, Вячеслава Никифорова. Свое героическое прошлое белорусам еще предстоит осмыслить сполна...

В дни "Лiстапада" председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников объявил о завершении съемочного периода патриотической драмы "Брестская крепость", презентовав фестивальной публике промо-ролик картины, премьера которой состоится в Бресте 22 июня в 4 часа утра.

- Мне бы очень хотелось, чтобы экранная жизнь нашего фильма началась именно в этот день и это время, - рассказал И. Угольников. - Потому что брестчане заслужили право первыми посмотреть фильм о себе... Вечером того же дня мы планируем сделать большую премьеру в Москве и сразу 500 копиями запустить "Брестскую крепость" на крупнейших экранах России и Беларуси. Однако уже сейчас мы испытываем ощутимый прессинг со стороны всевозможных кинофестивалей, которые хотят заполучить эту картину. Теперь в это сложно поверить, но еще два года назад я только и слышал: "Игорь, вы - мечтатель, эта тема настолько исхожена, что все попытки найти в ней что-либо новое обречены на провал". Но мне казалось, что тема защиты Брестской крепости настолько сильная, что в ней и не надо ничего искать...

Тем не менее создание сценария было долгим и кропотливым. Под влиянием министерств культуры России и Беларуси, ветеранских организаций создатели фильма пришли к выводу, что картина должна быть по сути документальной, без малейшего вымысла. Для чего целых полтора года сидели в архивах (в том числе немецких, в архивах ФСБ России и КГБ Беларуси), провели не меньше десятка социологических исследований. В итоге авторов сценария у "Брестской крепости" получилось четверо: Алексей Дударев, Александр Котт, Владимир Еремин и Константин Воробьев.

Кстати, героев картины подбирали, сверяясь с фотографиями реальных защитников Брестской крепости.

- Абсолютная правда! - подтверждает И. Угольников. - Вы увидите, что Паша Деревянко очень похож на комиссара Фомина, Андрей Мерзликин - на лейтенанта Кижеватова, а Александр Коршунов - на майора Гаврилова. Режиссером стал Александр Котт. Доверить постановку этому молодому человеку я решил, исходя из того, что темой защиты Брестской крепости Александр бредил буквально с детства. И окончательно укрепился в своем решении, когда увидел потрясающе подробные раскадровки будущего фильма, чего сейчас практически никто не делает...

Создавать декорации пригласили Алима Матвейчука, белорусского художника-постановщика, который 20 лет назад уже снимал фильм о защитниках Брестской крепости и вот теперь снова вернулся к этой теме. Как утверждают создатели картины, за время съемок российско-белорусская творческая группа сроднилась настолько, что сообща стали устраивать даже яркие праздники по случаю дней рождения детей, которых на съемочной площадке было немало.

- Хотя на съемках постоянно присутствовали психологи, в отличие от взрослых многие дети погружались в атмосферу войны слишком серьезно, - замечает генеральный продюсер ТРО Союза Евгений Айзикович. - Да и мы во время своих архивных поисков так крепко сжились с этой темой, что ощущение перемещения во времени возникало порой весьма осязаемо... Например, для меня самой тяжелой сценой фильма стала та, где мы попытались воспроизвести один реальный факт. 25 июля защитники Брестской крепости решили отдать своих жен и детей в плен, понимая, что в противном случае их родные погибнут. В архивах сохранились документы, подтверждающие, что немцы педантично переписали всех жен и детей и на следующий день отпустили. А в 1942-м, когда защитники крепости не приняли их ультиматум, так же педантично всех расстреляли... Наблюдать это даже на съемочной площадке стало испытанием. Но весь Брест объединила общая идея. Полагаю, даже по этим первым кадрам видно, что это не нанятая массовка.

Не исключено, что искреннее желание города (а здесь снималось практически все взрослое население Бреста) создать максимально правдоподобный фильм о своем прошлом сыграло свою роль в том, что даже погода каждый раз была именно такой, как прописано в сценарии.

- В последний съемочный день мы решили снять кадр, как крепость покидает ее последний защитник, - говорит И. Угольников. - Как вы знаете, это было в 1942 году, уже зимой... И точно к завершению съемок выпал снег! И продержался полдня, как нам и нужно было... По плану весь съемочный процесс должен был занять 76 дней - и ровно в эти 76 дней мы и уложились...

После премьеры фильма "Брестская крепость" предполагается издать сценарий отдельной книгой, куда войдут не только уникальные эскизы и декорации Алима Матвейчука, но и неизвестные прежде документы, которые создателям картины удалось разыскать в архивах.

Кино и ТВ