Сигналы о необходимости технологических перемен в российской промышленности идут с самого верха, но дальше не проходят. Почему - пытались разобраться участники межрегиональной конференции "Точки роста экономики Большого Урала", которая в этом году была посвящена проблемам инновационного развития.
Версии того, в какой именно точке экономического пространства гаснут федеральные сигналы, у участников дискуссии оказались полярными. По мнению заместителя министра экономического развития РФ Андрея Клепача, в России чрезвычайно слаба инновационная активность бизнеса. К примеру, китайские предприятия тратят на НИОКР в 20 раз больше, чем наши. Представители бизнеса в свою очередь кивают на власти: жалуются на сложности лицензирования, на чиновничьи барьеры, мешающие передовым предприятиям входить на рынки, занятые западными конкурентами…
Между тем, по мнению заведующего отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергея Афонцева, один из глубоко ошибочных посылов - что отечественного производителя надо защищать априори, вне зависимости от качества его продукции и стремления к повышению конкурентоспособности. Ученый-экономист убежден, что господдержка вообще должна быть таргетирована - то есть привязана к конкретным результатам.
Собственно говоря, если брать уровень регионов, возможности властей не столь уж велики: они могут предоставить инновационным предприятиям гарантии перед банками, субсидировать часть процентной ставки по кредиту, а главное - лоббировать их интересы на федеральном уровне, где финансовые ресурсы несопоставимо больше. Например, как рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, бюджет министерства - 100 миллиардов рублей, значительная часть этих средств может быть направлена на поддержку инновационных проектов в регионах. Ряд современных производств создается и в субъектах УрФО, например, на Златоустовском заводе металлоконструкций.
- Если бы у каждого моногорода был хотя бы один подобный проект, инновационное развитие всей страны шло бы легче, - уверен Станислав Наумов.
Кстати, федеральные власти прорабатывают вопрос о сохранении системы субсидирования кредитов для инновационных предприятий и в посткризисный период - столь значимо сегодня для страны это направление. Важно, чтобы аналогичные приоритеты были у руководителей и на других уровнях - региональном, муниципальном, корпоративном. Как подчеркнул тот же Сергей Афонцев, "нет неинновационных отраслей - есть компании, которые внедряют или не внедряют инновации".
По мнению представителя организатора конференции научного редактора журнала "Эксперт" Александра Привалова, одной из причин нашей технологической отсталости стала психология управленческих кадров:
- Огромную часть менеджеров интересуют только вопросы себестоимости и управления финансовыми потоками. Необходим резкий поворот в государственной и корпоративной кадровой политике - усиление внимания к технократам.
Судя по всему, эпоха "чикагских мальчиков" миновала. Во всяком случае, как отметил декан Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета Валерий Катькало, сейчас происходит изменение акцентов в бизнес-образовании, кардинальная перестройка учебных планов в сторону инноваций. Которые, кстати, необходимы не только в технике и технологиях, но и в управлении персоналом, организации производства и других сферах.
Александр Белецкий, заместитель полномочного представителя президента РФ в УрФО:
- Власти субъектов Уральского федерального округа секвестировали бюджеты. Министерство финансов предлагает такие условия, что у регионов нет ни средств, ни возможностей поддерживать инновационные предприятия.
Рычаги есть только у федерального правительства. Мы считаем, что прежде всего оно должно инициировать изменения в налоговом законодательстве, которое сейчас не стимулирует инвестиционную деятельность в инновационной сфере, в глубокой переработке сырья.
Российское правительство по поручению президента уже проработало ряд инициатив в этом направлении, и в начале 2010 года они будут озвучены. Наша задача - сформулировать свои предложения.