Начальник Тыла Дмитрий Булгаков доложил министру обороны о готовности своих подразделений действовать в обновленной структуре Вооруженных сил.
Перемены во "втором эшелоне" армии серьезные. Прежде всего они коснулись разбросанных по всей стране военных складов и баз. Раньше в каждом виде и роде войск создавали собственные хранилища продовольствия, горючего, вещевого имущества и других материальных средств. Причем эти запасы могли находиться в сотнях или даже тысячах километров от пользователей. Чтобы, к примеру, подготовить батальон к боевой стрельбе, нередко приходилось отправлять за боеприпасами целую колонну грузовиков. Случалось, что даже полки одного соединения не могли несколько суток уйти на полигон - все необходимое для учений надо было сначала подвезти с дивизионных складов и парков. Неповоротливый тыловой механизм то и дело давал сбои, в результате страдала боеготовность всей армии.
Чтобы исправить ситуацию, военные перешли на территориальный принцип тылового обеспечения войск. По словам замминистра обороны генерала Булгакова, вместо множества разрозненных складов в каждом военном округе создали комплексные базы материально-технического снабжения. Там собрано все, что требуется сухопутной бригаде, ракетному полку или, к примеру, десантной дивизии для быстрого развертывания и ведения боевых действий. Горючее, боеприпасы, продовольствие командирам теперь не надо собирать по разным складам - для этого есть единый крупный пункт обеспечения. Причем он находится не в глубоком тылу, а рядом с крупными воинскими формированиями или в месте наибольшего сосредоточения войск. Работает на таких базах только гражданский персонал, тыловиков в погонах главным образом оставили в войсковом звене.
- Основу оперативного тыла, в первую очередь окружного, составляют части постоянной готовности со стационарной инфраструктурой, - подчеркивает Булгаков.
В войсковом звене пошли еще дальше. Каждый батальон в бригадах постоянной готовности теперь имеет в штате взвод материального обеспечения. Его задача - сделать так, чтобы подразделения ни в чем не нуждались по меньшей мере шесть суток. Иными словами, через час после объявления тревоги, как того требуют в Генштабе, батальон приступит к выполнению задачи и при необходимости целую неделю сможет решать ее автономно. Тыловики заверяют, что в это время у солдат и офицеров не будет недостатка ни в патронах, ни в еде-питье, ни в горючем, ни в чем другом.
По аналогичной схеме строится тыловое обеспечение по всей армейской вертикали. За снабжение бригады отвечает рота мат обеспечения, а в соединениях этим занимается специальный батальон. Эффективность такой цепочки генералы проверили на оперативно-стратегическом учении "Запад-2009". По словам Булгакова, учебные баталии подтвердили правильность новых подходов к составу и структуре войскового тыла.
Замминистра обороны рассказал, как организовано тыловое обеспечение наших военных баз в абхазской Гудауте и югоосетинском Цхинвале. Эти гарнизоны снабжены на сто процентов по всем службам - продовольственной, вещевой, службе ГСМ и т. д. Причем продовольствие для наших солдат и офицеров не завозят из России, а покупают у местных производителей. Начальник управления госзаказа минобороны Маргарита Андреева считает такую практику совершенно оправданной и абсолютно законной. Федеральный закон N 94-ФЗ предоставляет военному ведомству право на территории другого государства закупать все необходимое для российских войск.