В четверг Кабул опустел. Город словно вымер, на прилегающих к аэропорту улицах ни одной машины. Немногочисленные местные жители пугливо жались к обочине, с тревогой наблюдая за проносящимися кортежами.
Сотрудникам международных организаций на время инаугурации президента Хамида Карзая было рекомендовано не покидать своих миссий и не выходить на улицу ни при каких обстоятельствах.
В президентском дворце Карзай принимал гостей. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, госсекретарь США Хиллари Клинтон, министры иностранных дел Британии и Франции Дэвид Милибэнд и Бернар Кушнер, президент Пакистана Зардари прилетели в Кабул, чтобы продемонстрировать единство мирового сообщества в отношении Афганистана. В первом ряду в зале, где проходила инаугурация, уютно расположилась госпожа Клинтон. В теплой вязаной кофте и длинном шарфе, она сидела через проход по правую руку от Карзая. Словам благодарности и вопросам сотрудничества с Америкой в инаугурационной речи президент Афганистана посвятил как минимум пару из 12 страниц. Для сравнения - о России в этой речи удалось найти только две строчки.
Однако, как рассказал Лавров, во время личной встречи афганский лидер выразил признательность Москве за оказанную помощь. Речь шла не только о транзите военных грузов международной коалицией через территорию нашей страны. Россия восстанавливает в Афганистане теплоэлектростанцию, выделены средства на реконструкцию кабульского политехнического института, есть планы по "реставрации" столичного Дома науки и культуры, строительство детской поликлиники. Российские специалисты активно участвуют в подготовке афганской армии. В целом, по мнению Лаврова, соединение усилий нашего государства, Афганистана и западных доноров будет способствовать стабилизации ситуации.
Перед началом инаугурационной церемонии Карзай и Клинтон обменялись репликами. О чем они говорили, было не слышно. Но, судя по красноречивым жестам, собеседники договорились продолжить беседу после завершения торжественного мероприятия. Сергея Лаврова и Дэвида Милибэнда организаторы также разместили в первом ряду на соседних креслах. Во время инаугурации камера поймала момент, когда британский и российский министры что-то оживленно обсуждали.
На церемонии вступления в должность Карзай говорил о будущем. О своих планах по созданию демократической процветающей страны. О безопасности. О желании победить коррупцию и нанести поражение террористам. Об экономическом развитии и внешней политике. Было заметно, как Хиллари Клинтон во время инаугурационной речи несколько раз сочувственно кивала Карзаю. Выступление главы афганского государства производило впечатление цельной, хорошо продуманной программы действий. С этой точкой зрения, по словам Лаврова, согласились все его западные коллеги.
Карзай обещал, что в ближайшие три-пять лет афганская армия возьмет на себя ответственность за обеспечение безопасности в стране. За два года президент намерен покончить с деятельностью иностранных частных охранных предприятий, работающих в Афганистане. В числе своих приоритетов Карзай провозгласил политику национального согласия. Он готов в полном объеме сотрудничать с теми, кто не замешан в связях с террористами.
В холодном нетопленом актовом зале кабульского Гостелерадио, превращенном на пару часов в пресс-центр, собрались несколько десятков приехавших на инаугурацию журналистов. Большинство - местные жители. В президентский дворец прессу не пустили. Бетонная коробка пресс-центра находится всего в паре минут езды от американского посольства. Наилучшее место для работы иностранцев, если исходить из соображений безопасности: дипмиссия США и резиденция Карзая, пожалуй, самые охраняемые объекты в городе.
На днях премьер Британии Гордон Браун предложил в начале будущего года провести в Лондоне международную конференцию по Афганистану. Со своей стороны, во время встреч, состоявшихся после инаугурации, Карзай обратился к международному сообществу с инициативой провести такой форум в Кабуле. Лавров считает, что "стоит прислушаться к предложению афганских властей". Предварительная цель конференции уже определена - как рационально использовать международную помощь, оказанную Афганистану.
Отвечая на вопрос "РГ", не возникает ли ощущения безысходности в связи с постоянно ухудшающейся обстановкой в стране, Лавров согласился: положение сложное. Но тут же вспомнил о том, какая по-настоящему праздничная атмосфера царила во время инаугурации. Это, по мнению министра, дает надежду, что новые афганские власти при поддержке международного сообщества справятся с трудностями.
В своей речи Карзай еще раз дал всем понять: лицам, замешанным в коррупции, не будет места в новом правительстве. И похоже, что прилетевшие на церемонию инаугурации спонсоры и "соучредители" мирного процесса в Афганистане Карзаю вновь поверили.