20.11.2009 00:30
Власть

Дмитрий Медведев выступает за выработку системных мер по обеспечению безопасности на дорогах

Дмитрий Медведев предложил бороться с ДТП как с мировым финансовым кризисом - совместно
Текст:  Кира Латухина
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (5044)
Читать на сайте RG.RU

Вчера российский лидер поделился своими предложениями по снижению смертности на дорогах на Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения.

"Я очень рад, что наша инициатива по проведению форума получила такой отклик, - начал свою речь глава государства. - Еще недавно безопасность на дорогах рассматривалась некоторыми государствами как сугубо внутреннее дело, локальная проблема. Между тем цифры свидетельствуют - это одна из серьезных проблем мирового развития, требующая и выработки общей стратегии, и совместных мер".

Сославшись на подготовленные к конференции материалы, президент в очередной раз поразился печальным цифрам: ежедневно в мире более 3,5 тысячи человек погибает в дорожных авариях, а за год в ДТП гибнет свыше миллиона человек, каждый пятый - ребенок. "По сути, ежегодно с карты мира исчезает большой город, мегаполис", - отметил глава государства. Увечья получают свыше 50 миллионов человек.

"Если эту тенденцию не переломить, то к 2020 году ДТП станут третьей наиболее серьезной угрозой для здоровья, - считает Дмитрий Медведев. - Понятно, что цену человеческих страданий в этом случае измерить невозможно, но можно измерить ущерб национальным экономикам". Это свыше 500 миллиардов долларов, из них 100 приходится на развивающиеся экономики, которые могли бы потратить эти деньги на развитие.

Главная причина аварий - нарушение Правил дорожного движения. Президент перечислил, каких именно: это и скоростной режим, и пьянство за рулем, и просто неуважительное отношение к окружающим - то есть низкая культура вождения. Последняя проблема особенно актуальна для нашей страны. Но и в других государствах она стоит не менее остро.

Поэтому российский лидер убежден, что нужно принимать нормы, которые дали бы четкие сигналы водителям всего мира - если например, лишили прав, то и за рубежом водить нельзя. По крайней мере, без специальной переквалификации.

Поведение водителя на дорогах - особая тема. Но ошибки человека должны компенсироваться системой безопасности авто. Поэтому нужно постоянно контролировать состояние транспорта, а также не жертвовать технологическими новинками ради экономии в цене. Кроме того, надо "безотлагательно и совместно начинать выработку системных мер по обеспечению безопасности дорожного движения", для чего скоординировать международные усилия, обратился Дмитрий Медведев к собравшимся. Например так, как это делается в борьбе с финансовым кризисом. Ведь цифры потерь в ДТП не менее драматичны, чем вопросы продовольственной безопасности или последствия мировой рецессии. Президент также добавил, что Россия поддерживает инициативу ООН объявить десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения. А международным финансовым организациям он посоветовал найти средства на программы по укреплению безопасности дорожного движения: "Мы такие сигналы по своей линии дадим".

Поделился российский лидер и отечественным опытом борьбы с ДТП. Утверждена соответствующая национальная стратегия, работает и ФЦП, призванная к 2012 году сократить число жертв автоаварий вдвое. "Тем не менее ситуация остается очень тяжелой, - не стал скрывать глава государства. - Несмотря на многочисленные меры, динамика хотя и улучшается, но не так существенно, как бы хотелось". В прошлом году на дорогах погибло почти 30 000 человек.

В августе президент провел совещание по этому вопросу и дал поручения: "Присутствующим будет любопытно узнать, что сделано, что не сделано и за что я буду спрашивать". В частности, к 1 марта должен быть готов техрегламент по безопасности автодорог. Такие стандарты надо унифицировать в международном масштабе, предложил глава государства. В самое ближайшее время нужно утвердить и порядки для перевозчиков пассажиров и грузов, заметил президент.

И есть еще одна тема. "Абсолютно человеческая", - уточнил Медведев. Это спецпрограмма по обучению автовладельцев доврачебной помощи. "Каждый человек, который видит ДТП, должен обладать элементарными навыками помощи и поддержки тех, кто попал в беду", - считает он.

Воочию убедиться в отечественных достижениях в сфере обеспечения безопасности на дорогах участники конференции могли в соседнем Экспоцентре, где была представлена масса технических новинок. Например, информационно-аналитическая система, собирающая данные о ДТП. Она анализирует аварийность на федеральных трассах и позволяет с точностью чуть ли не до сантиметра увидеть, что, где и когда произошло на том или ином участке пути.

На выставке был представлен и уникальный алкозамок с электрохимическим датчиком. "Если русские люди будут дышать через зарубежный аналог, он через полгода сломается", - объяснили на стенде. Отечественный же замок напрямую с алкоголем не контактирует и поэтому проживет долго даже у заядлого пьяницы. Алкотестеры у ГИБДД также специальные, реагирующие только на алкоголь, а не, скажем, на духи, кефир или колу, как раньше. Прибор такой сложный, что даже может определять спектральный состав звезд, хвастаются авторы. Среди экспонатов также можно было увидеть и разнообразные патрульные автомобили. В основном иномарки, среди которых красовался даже новенький мини-купер.

А в холле разместилась наглядная уличная агитация региональных ГИБДД, в основном посвященная детской безопасности. Победительницу международного конкурса красоты и талантов-2008 "подняла на щит" администрация Тюменской области. В нарядном белом платье с диадемой она гордо заявляла: "Я не нарушаю". Наверное, имелись в виду правила для пешеходов, ведь за руль в 12 лет садиться еще рано.

Госуправление ПДД