20.11.2009 00:30
Культура

На канале "Культура" произошла смена руководства

На канале "Культура" произошла смена руководства
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (5044)
Читать на сайте RG.RU

Вчера генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев сообщил о назначении нового главного редактора телеканала "Культура". Им стал Сергей Шумаков - заместитель генерального директора ВГТРК.

Вся биография Сергея Шумакова - выпускника ВГИКа - в основном связна с телевидением. В последние два десятилетия он работал главным редактором киноредакции телекомпании "Останкино", потом был продюсером и руководителем производства программ на ОРТ, а затем одним из руководителей телеканала "Россия", в частности его генеральным продюсером.

Работы, которые появились на канале при активном участии Шумакова: "Моцарт", "Рожденные в СССР", "Русский крест". Продюсер таких фильмов, как "Тарас Бульба", "Ликвидация", "В круге первом", "Бумажный солдат", "Мы из будущего", "Остров", "Идиот", "Ветка сирени" и других.

Он также участвовал в создании фильма, посвященного жизни Александра Солженицына "Александр Солженицын. Жизнь не по лжи" и таких известных лент, как "Подстрочник" о Лилиане Лунгиной и "Метро" Елизаветы Листовой.

Татьяна Паухова, которая до вчерашнего дня возглавляла телеканал, остается в холдинге и в качестве заместителя Генерального директора ВГТРК будет заниматься созданием международной версии канала "Культура".

В связи с назначением возникает вопрос: ожидают ли канал "Культура", который не похож на остальные каналы, радикальные перемены. Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев в комментарии "Интерфаксу" сказал, что никаких революционных перемен на канале не будет, поскольку "под руководством Татьяны Пауховой канал "Культура" занял свою, абсолютно уникальную нишу на российском телевидении. Этот канал - национальное достояние".

Вчера, комментируя задачи, стоящие перед каналом "Культура", Сергей Шумаков сказал так:

- Наша цель - делать полноценное культурное, современное и сбалансированное телевидение. Удержать зрителя в этом поле острейшей конкурентной борьбы, не отказавшись ни от какого бы то ни было из достижений.

Ровно месяц назад - 19 октября в "Российской газете" под заголовком "Человек из телевизора" было опубликовано большое интервью нового главного редактора канала "Культура". Как человек неравнодушный, он откликнулся на статью Даниила Дондурея и Кирилла Серебрянникова "В поисках сложного человека", причем взял на себя смелость держать ответ за всех работников телевидения в целом.

Мнения

Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио:

- Я знаю Сергея Шумакова как одного из руководителей кинопроизводства на канале. Судя по итогам, можно сказать, что он - довольно успешный руководитель. То, что задача перед ним стоит непростая, - тоже понятно, потому что он столкнется с коллективом, связанным многолетними традициями, старшими, чем сам ВГТРК. Но с другой стороны, он получает суперпрофессиональный коллектив.

Павел Лунгин, кинорежиссер:

- Я приветствую это назначение. Я Сергея Шумакова знаю хорошо. Мы с ним вместе создавали фильм "Остров". Это было неординарное решение произвести такой фильм. Потому что ничто не предсказывало его успеха. Это было настоящее продюсерское мышление. А этим летом был показан фильм "Подстрочник", который, кстати, канал "Культура" побоялся демонстрировать в таком виде, в каком он был. "Подстрочник" лежал на "Культуре", и там не решились его поставить. А "Россия" - решилась, показала, и все выиграли от этого. То есть я жду от Шумакова смелых решений, которые позволят омолодить канал, сделать его более современным и близким молодым людям, в то же время не потеряв главного зерна, которое в нем есть.

дословно

"Телевидение, нравится это кому-нибудь или нет, приняло на себя заботу объединять людей - хороших и плохих, умных и глупых, продвинутых и ретроградов. Ни один общественный институт на себя этот труд не взял... Но глубочайшее заблуждение многих, включая и авторов манифеста, заключается в том, что этими процессами можно легко управлять. Что механизм, который называется телевидением, якобы поддается жесткому ручному управлению: как в танке, где всего две педали".

"Телевидение - это гигантский рыночный механизм. Он уже находится внутри большого российского рынка, и поэтому любые резкие движения, любая попытка по интеллигентской дури вдруг включить третью скорость вместо второй доведет до чудовищной катастрофы".

"Работа не только канала "Россия", но и всего холдинга построена таким образом, что систему интересов разных культурных слоев общества мы пытаемся сбалансировать и выстроить так, чтобы удовлетворить самый широкий спектр зрительских запросов".

"Телевидение, которое мы пытаемся практиковать, очень комфортно для думающих и ищущих, имеющих что сказать режиссеру. Есть зона, в которой мы показываем так называемые криминальные милицейские сериалы, есть та, где мы показываем мелодрамы. Но у нас обязательно непрерывно работает даже не фабрика, а шахта. Прииск, где большие режиссеры с огромным удовольствием, с невероятными интеллектуальными и физическими затратами пытаются выстраивать новый художественный продукт. Потому что это то, что оправдывает нашу работу, то, что нам кажется, останется в истории российской культуры; то, что создает ее контекст, и самое главное - то, что объединяет культурных людей в нашей стране. Поэтому - Бортко, поэтому Панфилов с Солженицыным, Владимир Хотиненко, который с таким восторгом и с такой надеждой делает фильм о Достоевском. Николай Досталь, который хочет сделать картину про протопопа Аввакума, - сейчас мы ее обсуждаем. Сергей Урсуляк, который снимает советские саги так, как будто не прервалась цепь времен".

"Мне кажется, очень важно сегодня научиться - и я согласен с авторами статьи - невероятно сложному искусству выбора. Главная цель современной культуры заключается в ее многополярности, это означает, что у телевидения должно быть свое место, у кинематографа - свое, у философии - свое. Они должны находиться в корреляции, но ни в коем случае не должно возникнуть механизма, который начнет их подминать и выстраивать в некую глобальную жесткую систему.

Из интервью "Российской газете"

Культура ТВ и сериалы СМИ и соцсети