23.11.2009 00:30
Экономика

Информацию о закупках придется раскрывать не только естественным монополиям и госкорпорациям, но и их "дочкам"

Раскрывать информацию о закупках обяжут не только естественные монополии и госкорпорации, но и их "дочки"
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №221 (5045)
Читать на сайте RG.RU

До конца этого года минэкономразвития планирует внести в правительство законопроект о закупках естественных монополий, госкорпораций и организаций коммунального хозяйства, рассказала журналистам статс-секретарь - замминистра Анна Попова. Новые нормы будут касаться и "дочек" этих структур, в которых им принадлежит не менее 25 процентов акций.

По сути дела, на свет должны будут выйти закупки огромного количества организаций. Например, только в госкорпорацию "Ростехнологии" входит более 400 предприятий. Кроме того, нормы законопроекта будут распространяться на госкомпании, которые создавались по отдельным федеральным законам.

Напомним, что работа над законопроектом о закупках естественных монополий и госкорпораций идет довольно давно. Первоначально на них предлагали распространить те же правила, что действуют и для госзакупок. Но монополии активно отбивались от новации. Теперь для них разработан отдельный законопроект, в котором найден некий компромисс. Правда, в министерстве не исключают, что документ будет внесен в правительство с разногласиями.

Компромисс же заключается в следующем. С одной стороны, проект документа содержит жесткое требование к прозрачности закупок - вся информация должна быть открыта и опубликована на сайте компании. Это очень актуально, учитывая, что речь идет о формировании тарифов организациями, поясняет замдиректора департамента госрегулирования в экономике и развития конкуренции минэкономразвития Анна Катамадзе. Сейчас, по ее словам, эта сфера непрозрачна. С другой стороны, заказчикам разрешат разрабатывать свои процедуры проведения закупок. Это касается, например, условий предварительного отбора поставщиков. Право самостоятельно определять процедуры дается, чтобы наработать фактуру и понять, требуется ли таким компаниям уникальный подход, поясняет Катамадзе.

Что же касается раскрытия коммерческой тайны, которого опасаются монополии и госкорпорации при такой информационной открытости, то, по утверждению Катамадзе, за все четыре года проведения госзакупок не было ни одной жалобы от поставщиков, что их коммерческая тайна раскрыта.

К концу года будет сделан и еще один важный шаг в сфере госзакупок. Министерство планирует представить в правительство концепцию Федеральной контрактной системы. Основные подходы к формированию этого документа были одобрены в прошлую пятницу на коллегии министерства. Речь идет о том, чтобы сделать прозрачным весь процесс госзакупок - от стадии планирования госнужды до реализации госконтракта. Сейчас ясные процедуры существуют только в среднем звене этой цепочки, на стадии размещения госзаказа. Но до этого надо четко сформулировать, какую цель заказчик ставит "на выходе" и как именно ее планируется достичь. А госнужда, в свою очередь, будет увязана с бюджетными ассигнованиями, которые должны определяться в зависимости от поставленной задачи и способов ее реализации.

Между тем речь идет об огромных деньгах. В 2010 году, по словам Поповой, на государственные закупки планируется потратить более 5 триллионов рублей, или почти 15 процентов ВВП. И поэтому важно, чтобы деньги тратились прозрачно. Введение системы аукционов, в том числе электронных, уже дает свои результаты. По подсчетам министерства, экономическая эффективность аукционов при размещении заказов по сравнению с конкурсами составляет в среднем 20 процентов. Но были случаи, когда цены падали и больше. Росздраву удалось сэкономить 97,5 процента на закупке вакцины, ФМС - 78,8 процента на миграционных картах, МГТУ им. Баумана на 37,7 процента дешевле обошелся заказ при строительстве общежития, говорится в материалах министерства.

Бизнес Минэкономразвития