Вчера президент Дмитрий Медведев дал интервью белорусским СМИ, посвященное юбилею создания Союзного государства, который будет отмечаться 8 декабря.
"Считаю, что Союзное государство, какие бы мы сейчас ни предъявляли претензии к каким-то элементам развития этого государства, выполнило важнейшую функцию - оно сблизило наши страны, создало механизмы для работы, - считает российский лидер. - Поэтому отход в обратную сторону был бы регрессом. Нам нужно Союзное государство насыщать реальными полномочиями или модифицировать его как-то". А вот отказываться от союза было бы крайне непродуктивно.
Непродуктивно, по словам Медведева, и вести разговор с другими государствами в ультимативной форме, в чем иногда некоторые подозревают Россию, предупреждая, что так можно и потерять друзей на пространстве СНГ. "Никаких ультиматумов нет, но это не значит, что у России не должно быть своих экономических интересов, - заявил президент. - Мы хотим создать единые условия для торговли, чтобы никому не было обидно".
Одно время считалось, что в отношениях Москвы и Минска камнем преткновения стали Абхазия и Южная Осетия, независимость которых Белоруссия пока не признала. "Я никогда не просил и просить не буду, потому что это не мое дело. Это дело другого государства, признавать или нет, - отметил Медведев. - Все остальные члены международного сообщества должны сами решать, признавать эти территории субъектами международного права или нет".
Хотя претензии к белорусскому руководству все-таки есть. За последнее время из Минска в адрес некоторых высокопоставленных российских чиновников прозвучало немало далеких от дипломатического протокола заявлений. В частности, в адрес членов кабинета министров России. "Это недопустимо, - указал глава государства. - Это правительство, которое было назначено Госдумой по моему представлению. Когда коллега полемизирует с правительством, он полемизирует со мной. Вывод - нужно быть более сдержанным".
Разговор с белорусскими журналистами шел не только вокруг двусторонних вопросов. У Дмитрия Медведева поинтересовались, не думает ли он вернуть выборность российских губернаторов. "Я не считаю правильным возвращаться к выборам губернаторов, во всяком случае, в исторической перспективе, - отметил он. - Не считаю, что избрание губернаторов является признаком демократического устройства. В ряде случаев такие технологии создают противоположный эффект".
Для российского лидера сегодня одной из самых актуальных идей является модернизация отечественной экономики. И легкого пути здесь он не ожидает. "Будут проблемы - нет никакого сомнения. Будут люди, которые будут имитировать модернизацию, - уверен Медведев. - Никогда не бывает таких преобразований, которые бы всем нравились. Тогда это болтовня. Всякого рода модернизация требует внутреннего напряжения, и далеко не все к этому готовы". Но в любом случае, считает президент, время для модернизации пришло.
Более того - если какие-то идеи Послания Федеральному Собранию помогут Белоруссии, российский лидер будет только рад. Впрочем, навязывать он своему коллеге Александру Лукашенко ничего не хочет.
Как не хочет Дмитрий Медведев слышать мнения, что в России наблюдается регресс с ситуацией в средствах массовой информации. Наоборот, по мнению президента, ситуация со свободой слова улучшилась. "Все оппозиционные персонажи вполне в состоянии донести свою точку зрения до самого широкого круга заинтересованной общественности, - подчеркнул президент. - У нас есть оппозиционные партии, входящие или не входящие в парламент, - они регулярно появляются в СМИ и говорят все, что хотят".
А если посмотреть на Интернет, то там можно найти огромное количество медийных ресурсов, в том числе и оппозиционного толка. "Все, кто хочет, говорят, что заблагорассудится: обличают власти, предлагают свои рецепты, - считает Медведев. - Наоборот, со свободой СМИ стало лучше".