Минэкономразвития решило в очередной раз упростить и освежить вялотекущую приватизацию госсобственности. Ведомство подготовило новые поправки в закон о приватизации государственного и муниципального имущества, которые должны повысить прозрачность системы, сделать порядок ценообразования более близким к рынку, а также улучшить информационное обеспечение процесса. Эксперты считают, что предлагаемые изменения направлены на упрощение процедуры приватизации, но в целом их нельзя назвать радикальными.
"В свете новых поправок, безусловно, можно говорить о некотором упрощении процесса приватизации, поскольку с улучшением качества информационного обеспечения увеличится и количество участников и упростится ряд процедур, - рассказала РБГ Ирина Мельникова, заместитель генерального директора по юридическому консалтингу АКГ "Интерком-Аудит". - В частности, собственник будет обязан самостоятельно готовить для участников типовые формы документов, что снизит и управленческие, и временные затраты, однако в любом случае приватизация останется довольно сложной процедурой"
Для достижения намеченных целей разработчики предлагают в первую очередь дать правовую возможность утверждения прогнозного плана приватизации федерального имущества сроком от 1 до 3 лет. В настоящее время данный план утверждается правительством ежегодно. Как рассказала РБГ Татьяна Манакова, старший юрист Юридического бюро "Падва и Эпштейн", обращает на себя внимание конкретизация перечня государственных предприятий и федерального имущества, подлежащих приватизации в соответствующем периоде. А именно, закреплено требование включать в прогнозные планы, помимо простого указания ФГУПов, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, подлежащих приватизации, указание на направление дальнейшего распоряжения ими, в том числе сроки и способы реализации в планируемом периоде.
Второй не менее важный шаг - замена института нормативной цены рыночным механизмом определения начальной цены. Собственнику планируют разрешить устанавливать начальную цену самостоятельно, на основе отчета независимого оценщика. По мнению Николая Степанова, партнера коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", такое нововведение направлено на пресечение практики продажи приватизируемого имущества за бесценок.
Проект также предполагает создание правовых условий для возможности использования электронных торгов при проведении приватизации государственного имущества. "Несомненное достоинство законопроекта - возможность проводить торги по продаже государственного (муниципального) имущества в электронной форме, - отметил Николай Степанов. - Однако необходимо разработать такую процедуру электронных торгов, которая обеспечит прозрачность их проведения и недопущение злоупотребления со стороны участвующих лиц".
Помимо этого вводится новое понятие - "информационное обеспечение приватизации", представляющее собой комплекс мероприятий. По словам Николая Степанова, положительным моментом законопроекта является обязательность публикации информации обо всех этапах приватизации в печатных СМИ и Интернете, что создаст условия для свободного доступа неограниченного круга лиц к информации.
Эксперты считают, что для госпредприятий процесс приватизации существенно изменится. Что же касается активного участия бизнеса в приватизации госсобственности, то, по мнению Ирины Мельниковой, сложно говорить, приведет ли законопроект к кардинальным изменениям для бизнеса, но очевидно, при условии принятия и реализации всех предусмотренных нововведений можно рассчитывать на повышение интереса к приватизируемому имуществу со стороны участников рынка.