Половина российских нефтепродуктов не соответствует принятому год назад техническому регламенту (ТР) "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". При этом штрафы настолько невелики, что компании предпочитают со спокойной душой платить их и продолжать торговать все той же продукцией.
Об этом на совещании руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - участников СНГ в Петербурге заявил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин. Проводимые его ведомством проверки выявили именно такую картину. Причем бороться с этим довольно сложно. Во-первых, в нынешнем законодательстве на самом деле предусмотрены наказания за нарушение госстандартов, а не технических регламентов. Во-вторых, штрафы составляют от силы десятки тысяч рублей. А что такое для АЗС или оптовой базы заплатить какие-нибудь 10 тысяч?
Ростехрегулирование разработало проект изменений в административный и Уголовный кодексы РФ, устанавливающих повышенную ответственность за нарушение регламентов. Правда, как сообщил руководитель "ТЕСТ-Санкт-Петербург" Владимир Окрепилов (именно его учреждение готовило проект документа), точные суммы штрафов и другие виды ответственности пока не прописаны. Речь идет только о принципах. Но ясно, что санкции должны быть значительно увеличены. Иначе идущий в стране переход от обязательной сертификации к добровольному декларированию может привести к значительному ухудшению качества продукции и даже увеличению ее опасности. Производитель должен нести повышенную ответственность за продекларированное им соответствие продукции стандартам.
Интересно, что из всех стран Содружества Независимых Государств тяжелее всего внедрение системы технического регулирования идет в России, Белоруссии и на Украине. То есть, чем мощнее экономика, тем труднее оказывается переводить ее на новые, соответствующие международным, принципы стандартизации. В странах Средней Азии, к примеру, процесс разработки технических регламентов и принятия новых национальных стандартов, гармонизированных с международными, как было заявлено, близок к завершению. В славянских же государствах принято всего несколько ТР. При этом директор Белорусского государственного института метрологии Николай Жагора сообщил, что его страна не успевает вовремя принять все регламенты, и для отдельных из них срок переходного периода будет продлен. По мнению Григория Элькина, в России этого тоже не избежать. Те 17 технических регламентов, которые по программе положено было принять в этом году, находятся в состоянии высокой готовности и будут приняты. Но это далеко не полный список ТР, жизненно необходимых для нормального обеспечения безопасности продукции. А срок переходного периода, прописанный в законе о техническом регулировании, истекает летом следующего года.
Но и это не все. Чтобы технический регламент заработал, требуется наличие целого ряда связанных с ним национальных стандартов. Иначе получится, как у нас с ТР на молочную продукцию. Все знают, что в нем введено разграничение молока и молочного напитка. Однако, как подтвердил глава Ростехрегулирования, до сих пор не определен способ, которым можно было бы одно отличать от другого. То есть производитель может сделать продукцию из сухого молока, написать на ней, что оно - из цельного, и его трудно будет разоблачить.