24.11.2009 00:42
Экономика

Игорь Юргенс: Процесс модернизации экономики не может ждать конца кризиса

Модернизацию нельзя откладывать, даже если кризис продлится еще несколько лет
Текст:  Игорь Юргенс (Председатель правления института современного развития)
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (5046)
Читать на сайте RG.RU

Недавно журналисты задали мне вопрос: "Может, сначала надо с кризисом разобраться, а потом заниматься модернизацией? И не перенапрягать силы ни страны, ни людей?" Конечно, поэтапное решение этих задач было бы логичным. Тем более минэкономразвития прогнозирует 3-процентный рост экономики уже в 2010 году.

Значит, в 2011-2012 годах можно начинать массированную модернизацию. Но, увы, на эти "церемонии" у нас нет времени - ни реального, ни политического.

Уже сейчас, глядя на лица тех, кто слушал Послание президента в Георгиевском зале Кремля, я увидел много скепсиса. Представители депутатского корпуса, партий, региональной власти, казалось, тотчас включили в своих головах калькуляторы и начали считать, во что же обойдется модернизация. А лишних денег в бюджетах нет. Но через год-два, когда начнутся выборы в Госдуму и главы государства, средств уж точно не прибавится. Никто не рискнет отказаться от социальных обязательств. И момент будет упущен. Возникнет и целый ряд политических вопросов. Например, с какой партией осуществлять этот прорыв? Так что до окончания "сезона выборов" о начале модернизации можно будет забыть. Сейчас же окно возможностей пусть не настежь, но открыто. И было бы неразумно им не воспользоваться.

Модернизация - это не просто призыв осовременить наше общество, в котором все еще видны черты прошлого века, но и гарантия, что в скором будущем мы не потеряем зримые экономические позиции. В Послании президента, в его речи на съезде "Единой России" говорилось именно о такой масштабной программе модернизации страны. Время уходит, развитые экономики мира в полный голос заговорили об энергосбережении, о переходе на "зеленую" экономику, о сокращении металлоемкости, трудоемкости производственных процессов. Только на теоретическую разработку программы по энергозамещению США выделили 20 миллиардов долларов. Есть триллионные проекты, о которых объявила Германия. Один из них связан с перебросом солнечной энергии из Сахары в ФРГ. Мир уходит (по крайней мере стремится к этому) от применения в нынешних объемах нефти, газа, металлов, удобрений. Но именно они составляют основу нашего экспорта и бюджетных доходов. Значит, они будут снижаться. А по мере сокращения трудоемкости ослабеет и наше основное конкурентное преимущество - небольшая заработная плата. Все это сужает возможности по мобилизации модернизационного ресурса и заставляет нас действовать здесь и сейчас.

В чем сложность модернизации экономики, которая не вышла из кризиса? Самая большая развилка - ни у частного сектора, ни у государства нет сил стимулировать те прорывные отрасли, те грандиозные проекты, которые могут стать локомотивами прогресса. Они нуждаются в значительных налоговых, финансовых, тарифно-таможенных послаблениях, чтобы стимулировать приход в них денег. Есть, правда, еще вариант - прямая финансовая поддержка государства. Однако любой финансист знает, когда существует бюджетный дефицит, такого рода инвестиционные программы проинфляционны. А устойчивый выход из кризиса при инфляции, исчисляемой в 11-12 процентов, не может быть реалистичным. По сложившемуся у экономистов твердому убеждению инфляция в 5 процентов - это максимум для того, чтобы экономика начала расти устойчивыми темпами. В противном случае невозможен дешевый кредит, соответственно, и рост реального сектора и все, что с ним связано.

Противоречия такого рода и теоретически, и практически ставят перед нами очень серьезный вопрос: где взять деньги на модернизацию? Поиск ответов займет не одну колонку в "Российской газете". Будет еще, наверное, много споров, советов от теоретиков и практиков. Но простых ответов, думаю, не сможет дать сейчас ни один экономист. Никто не отменял необходимости улучшения инвестиционного климата, потому что надо привлекать деньги частных и суверенных фондов из-за рубежа. А то немногое, что может предложить государство, надо сконцентрировать на прорывных отраслях. Следует вновь внимательно посмотреть на налоговую систему, если, конечно, мы хотим, чтобы средства, имеющиеся в частном секторе у иностранцев, вкладывались в фармацевтику, коммуникационные технологии, космос и авиацию. В этих отраслях должны быть серьезные налоговые поощрения. Однако со следующего года мы переходим с единого социального налога на социальные платежи, что увеличивает нагрузку на бизнес и бюджеты в этих отраслях примерно на 8 процентов. Большая нагрузка. В намеченных президентом прорывных отраслях компонент затрат труда выше, чем в других. Скажем, в том секторе, где создают программное обеспечение, доля труда составляет более 80 процентов. Для них, как я уже писал, повышение социальных выплат на 8 процентов - верный путь к тому, что некоторые работы будут сворачиваться или в лучшем случае специалистов переведут в сопредельные страны типа Белоруссии и Украины, где налоговая нагрузка намного меньше. И оттуда дистанционно они будут пытаться работать в России. Такой путь возможен, но он очень сложный. И, согласитесь, мало похож на массовый бросок к модернизации.

Это только один из аспектов того, как надо поощрять прорывные отрасли. Еще у государства на руках есть такой механизм, как амортизационные отчисления, которые надо сделать более гибкими. Возможно какое-то поощрение ставкой банковского кредита, но тут все довольно сложно, поскольку наша финансовая система не до конца справилась с кризисными явлениями. Можно было бы рассчитывать на крупные зарубежные финансовые институты, но и они после бури еще не восстановились.

Однако я не хочу выглядеть пессимистом. Политическая воля очень много значит. Если она будет жестко проявлена и президентом, и правительством, развязки этих сложнейших вопросов могут быть найдены по крайней мере для прорывных отраслей. Но для проявления воли нужны серьезные подвижки в кадровом обеспечении этой работы, чтобы люди поверили, что сменились те, кто уже довольно давно, но безуспешно старается модернизировать нашу экономику. Причем кадровые подвижки необходимы в первую очередь на тех участках, которые постоянно подвергаются критике и со стороны бизнеса, и со стороны общества. Я имею в виду административные издержки, связанные с исключительно негативным давлением на бизнес различного рода проверяющих организаций, правоохранительных органов. Необходимо изменить и общее отношение общества к предпринимателю, к праву собственности.

То есть как всегда у нас в России затеваешь что-то экономическое, а приходится пересматривать всю систему моральных, культурных, социальных принципов и стимулов, жизнь общества в целом. Вот на этой ноте, пока больше с вопросами, чем с ответами, наверное, надо поставить многоточие. И, не затягивая, внутри всех ветвей власти, в экспертном сообществе начинать глубокий анализ создавшейся ситуации и поиск выхода из этих непростых развилок.

Хочу добавить только одно. Вертикальная модернизация, то есть прорыв в конкретных отраслях, конечно, в наших условиях дело непростое. Она связана с поиском средств, налогами, расходами бюджета. Однако горизонтальная модернизация - снятие административных барьеров, улучшение условий для развития всего бизнеса - не требует дополнительных денег. Ее можно запустить хоть завтра.

Макроэкономика