25.11.2009 00:16
Культура

Рутгер Вольфсон: Роттердамский фестиваль - это не только кино

Считает директор Роттердамского кинофестиваля Рутгер Вольфсон
Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №223 (5047)
Читать на сайте RG.RU

В Петербург приезжал директор Роттердамского кинофестиваля Рутгер Вольфсон. Он побывал на киностудии "Ленфильм", встретился с режиссером Алексеем Германом и дал интервью "Российской газете".

Российская газета: Роттердамский фестиваль вы возглавили год назад. Чем занимались прежде?

Рутгер Вольфсон: Был директором Центра современного искусства в Мидделбурге, на юге Голландии.

РГ: Вы начали с того, что изменили эмблему фестиваля, преобразовали его структуру. Радикальные изменения "Роттердаму" необходимы?

Вольфсон: Нет, у фестиваля уже есть хорошее имя, его знают в мире. Я стараюсь продолжать начатое дело, поддерживать старые добрые традиции и в то же время искать новые течения, новые имена в кино, вообще в искусстве. Ведь Роттердамский фестиваль - это не только кино. Параллельно у нас представляются видеоинсталляции и артпроекты современных художников и режиссеров. Мне казалось, что зрители немного терялись в огромном количестве картин, и мы придумали новую структуру, поделили основную программу на три части: "Блестящее будущее" (открытие новых имен, конкурс); "Спектр" (следим за режиссерами, которых уже знаем, смотрим, что нового они сделали); "Сигналы" (ретроспективы, тематические программы, артпроекты).

Русские журналисты писали, что Роттердамский фестиваль любит показывать русское кино. Это действительно так. Свои фильмы у нас представляли Алексей Герман, Алексей Балабанов, Бодров-младший, Олег Ковалов, Илья Хржановский, Андрей Хржановский, Светлана Проскурина. В жюри была актриса Рената Литвинова. Знаем Алексея Германа-младшего, его продюсера Артема Васильева, "Хуберт Балс Фонд" поддерживал их фильм "Бумажный солдат", а также проект Ильи Хржановского "Дау".

РГ: Кто из режиссеров оказал на вас сильное влияние? Есть фильмы, которые вы любите пересматривать?

Вольфсон: Когда мне было лет 15, я впервые пришел на Роттердамский фестиваль как зритель. И увидел фильм Дэвида Линча "Синий бархат". На меня, тинейджера, он произвел огромное впечатление. Сейчас у меня разносторонние интересы, я смотрю много картин - это привилегия моей профессии. Люблю азиатское кино, классиков и молодых (например, Хоу Сяосянь, Ли Кан-Шен). К такому кино могу все время возвращаться. Из российских классиков люблю Балабанова, Германа, Сокурова, Тарковского.

РГ: Какое впечатление произвел на вас Петербург?

Вольфсон: Впечатления огромные, потрясающие. Главное - мы увидели легенду, которая еще жива. "Ленфильм" - это большой город в городе. Слышали о планах перевода студии на окраины Петербурга.

Вечером поужинали в ресторане с Алексеем Германом и его супругой Светланой Кармалитой. Это была наша первая встреча. Фильмы Германа ("Мой друг Иван Лапшин", "Хрусталев, машину!", "Двадцать дней без войны", "Проверка на дорогах") мы хорошо знаем, любим, восхищаемся ими.

Самым важным для меня было увидеть Эрмитаж. Как профессионала меня интересовало, как там выставлены картины. В Европе обычно выставляют одну картину на стене, а здесь, оказалось, их может быть несколько, но они не мешают друг другу. Огромное впечатление произвела архитектура Эрмитажа. С восхищением осознаешь, какая богатая история и культура у вашей страны.

Главное, что я вынес из поездки - Эрмитаж и Герман, два замечательных, великих мира.

Кино и ТВ Санкт-Петербург Северо-Запад