Две екатеринбургские писательницы стали лауреатами международного конкурса детской литературы имени Алексея Толстого.
Устроителям конкурса - Союзу писателей России и Молодежной общественной палате РФ - пришлись по душе стихи Евгении Перловой про цветочных фей и повести Ольги Колпаковой о современных детях "Место силы" и "Это все для красоты".
Международный конкурс детской и юношеской литературы проводится уже в третий раз. В этом году в нем участвовало более 200 авторов из России и ближнего зарубежья. Соревнуются литераторы не за денежный приз, а за возможность опубликовать свои произведения в сборниках, которые будут бесплатно разосланы в сельские и детские библиотеки страны. Это, кстати, основное отличие конкурса имени Алексея Толстого от других литературных состязаний, где шанс выйти в свет получает только книга, завоевавшая Гран-при.
О том, как пробивает дорогу к читателям детская литература, корреспондент "РГ" говорит с лауреатом конкурса прозаиком Ольгой Колпаковой.
Российская газета: Существует стереотип, что современной детской литературы в России нет, потому что нынешние дети не читают - они интересуются комиксами, мультсериалами. А если и читают, то по большей части "гарри поттеров"…
Ольга Колпакова: Современная детская литература есть. И дети читают. Но кто будет анализировать и пропагандировать эти вещи, если закрыли единственный профессиональный журнал в стране о литературе для детей? Вместо серьезных рецензий до публики доходят только рекламные листовки. Вкус диктуют издатели и крупные оптовые сети. Конечно, те, кто профессионально занимается вопросами детского чтения (библиотекари, учителя, ответственные родители), в курсе новинок. Например, недавно прошла интернет-конференция, организованная Свердловской областной библиотекой для детей и юношества. Были придставлены 98 докладов из 42 территорий. Тысяча посещений в день! Даже пришлось продлить конференцию на неделю, такой был интерес.
А то, что дети бросили читать, - это спорное утверждение. Мне кажется, нечитающему ребенку просто пока не попала в руки "его" книга. Есть и другие причины: нечитающие родители, сформированный еще в начальной школе принцип "пока не прочитаешь "от и до", за компьютер не пущу", неправильный подбор книг и непонимание ребенка, да и родителей часто тоже, зачем вообще нужно читать.
РГ: О чем пишете вы?
Колпакова: У меня самые разные книги. Много обучающих и познавательных. Есть сказки, которые используют как "сказкотерапию". В повести "Ничего не бойся!" я вполне серьезно, хотя и в жанре сказки, говорю о смерти, вернее о том, что ее нет. Повесть "Место силы" - рассказ о современной семье, издерганной безденежьем. Дети - два подростка и школьник-младшеклассник - пытаются понять, почему одни люди богаты, а другие нет? Но в результате гораздо важнее оказывается другой вопрос: почему одни счастливы, а другие нет?
РГ: Насколько сложно сегодня пробиваться детскому писателю на Урале?
Колпакова: Когда я однажды услышала от дочери, что "все писатели уже умерли, одна мама осталась", то в ужасе поняла, как мало издаются авторы, которые "еще не умерли". Знаете, сколько лет прошло с выпуска последнего сборника современных уральских писателей? Он вышел в 2001 году. За это время родились и выросли новые читатели. Да и город тоже стал другим.
Екатеринбургские писатели в последнее время настойчиво протискиваются в детскую литературу. Именно протискиваются, потому что напечататься в Екатеринбурге очень сложно. Здесь нет ни одного журнала для детей, а издатели не спешат вкладывать деньги в такую литературу.
К примеру, все мои книги, а их более 20, вышли не в Екатеринбурге. Евгения Перлова со своей книгой ходила от одного городского издательства к другому. Всем все нравится, даже какая-то работа начинается, но в результате от книги, увы, остался только макет. Хорошо еще, что наши темы - "общероссийские", мы можем надеяться на публикацию в Москве, а вот Алексею Рыжкову, который пишет о Екатеринбурге, издаваться в другом месте смысла нет. И он ищет спонсоров, как и Александр Папченко, и Илья Попенов.
РГ: Что же остается?
Колпакова: Интернет и личные встречи с публикой. Есть, конечно, еще один выход - уехать. Так поступили многие известные екатеринбургские авторы: Владислав Крапивин, Сергей Георгиев, Наталья Соломко, Юрий Шинкаренко. Не знаю, на что я надеюсь. Но, с другой стороны, нашлись же у министерства культуры средства, чтобы привести в порядок городские детские библиотеки. Вдруг сейчас чиновники решат озаботиться, чем их наполнить? Возможно, сдвинет дело с мертвой точки и создание в Екатеринбурге отделения Товарищества детских писателей. Хотя, если честно, отправляясь на встречу в детский сад, школу, библиотеку, про отсутствие государственной поддержки не вспоминаешь.