26.11.2009 00:45
Экономика

Нелегальные таксисты устроили в Тюмени "девяностые годы"

Автоперевозчики Тюмени не выдерживают недобросовестной конкуренции со стороны нелегальных таксистов
Текст:  Ольга Бабанова Ульяна Вылегжанина (Тюмень, Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5048)
Читать на сайте RG.RU

Рискуя остаться с проколотыми шинами или, хуже того, с синяками, таксисты уже давно не заезжают на привокзальную площадь Тюмени. Во избежание неприятностей они вынуждены встречать клиентов, пряча машины с шашечками за соседними зданиями.

От борьбы за место под солнцем легальных перевозчиков с "бомбилами", цены на услуги которых в два раза выше, больше всего страдают пассажиры, вынужденные с тяжелой поклажей брести до места тайной встречи. И хорошо, если предпочтение легального такси обойдется клиенту лишь сыплющейся вслед нецензурной бранью. Нередки случаи, когда людей грубо вытаскивают из салонов машин, выбрасывают из багажника вещи. Еще больше достается самим таксистам.

Аналогичная ситуация в аэропорту. Таксисты рассказывают случаи, когда, встретив пассажира с рейса, были вынуждены "уходить от погони". На железнодорожном вокзале водитель пустил в ход нож, дело было передано в транспортную прокуратуру, но виновный получил год лишения свободы условно.

Доехать на такси на вокзал сегодня нереально, особенно ночью. Год назад в городе пытались решить эту проблему, запустив ночной экспресс. Однако он вскоре встал на прикол: проезд в нем для семьи из трех человек выходил по стоимости равным поездке на такси.

Тюменцы возмущены ситуацией до предела. Пострадавшие от хамства пассажиры и представители Ассоциации легкового такси Тюмени уже не раз направляли властям письма и обращения. Однако ситуация не меняется. У чиновников и милиции один ответ: заявлений от пострадавших нет, а значит, мер к нарушителям принять нельзя.

- Совместно с налоговыми органами и Госавтоинспекцией мы призваны контролировать только тех, кто работает официально. И то, согласно новому 294-му федеральному закону, вправе устраивать лишь плановые, расписанные на год вперед и предварительно согласованные с работниками прокуратуры проверки, - поясняет ситуацию заместитель начальника управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области Игорь Потапов.

- А к физическому лицу и вовсе подойти не можем.  Потому что это бесполезно. Он тут же уберет маячок и скажет, что встречает соседку или родственника, - добавляет старший госинспектор управления Анатолий Ергин. - Установить факт, что человек незаконно получает от этой деятельности регулярные доходы, очень сложно. Провести операцию с мечеными деньгами - уйдет минимум неделя, чтобы проверить одного перевозчика, а выгода от этого государству минимальная. Средний штраф - три-четыре тысячи рублей. Да и кто будет заниматься такими операциями? У налоговиков руки не доходят. Мы настаиваем на том, что необходимо вернуться к лицензированию перевозчиков, которое отменено в 2002 году. Областные депутаты нас поддержали, вышли с предложением в Государственную Думу.

Представители служб такси признаются, что ситуация взрывоопасная: периодически, не выдержав, кое-кто из перевозчиков призывает объединиться и по-мужски разобраться с "беспредельщиками". Но, поостыв, понимают, что проблему это не решит: договариваться надо не с частниками, а с хозяевами вокзала. Они позволяют такой беспредел.

Между тем представители железной дороги обвинения в свой адрес категорически отрицают.

- Привокзальная площадь - это городская территория, и разрешение подобных конфликтов в компетенцию руководства вокзала не входит, - поясняет пресс-секретарь Тюменского отделения Свердловской железной дороги Нелли Пекшева.

- Я лично общался с руководством вокзала, - говорит руководитель одной из таксофирм Тюмени Алексей Савчук, - мне пояснили: если бы наших людей колотили на вокзале, меры были бы приняты. А инциденты происходят на остановочных комплексах - это уже городская территория.

- Если честно, пока я не вижу выхода из ситуации, - признается Алексей. - Мы писали главе города, в прокуратуру. Но ответ один: состава преступления не обнаружено. Вместе с тем сегодня, например, за полдня нашим таксистам прокололи два колеса. Хотя есть устная договоренность с группой нелегальных таксистов о том, что привозить пассажиров мы можем без проблем, а вот забирать - только с ближайшей остановки.

По мнению тюменцев, может помочь создание специальных служб, которые были бы уполномочены проверять у таксистов документы. Целесообразно организовать стойки для оформления заказов на услуги такси. Подобные нововведения уже работают в некоторых соседних городах.

Как у соседей

Противостояние легальных таксистов и "бомбил" в Екатеринбурге не столь остро. Но и здесь проколотые шины и разбитые зеркала не редкость. На железнодорожном вокзале "серые" таксисты навязали легальным неофициальный договор.

- Встречать клиента по вызову - можно. А вот стоять и просто "ловить" приезжающих - нет, могут и побить, - пояснил ситуацию корреспонденту "РГ" водитель одной из екатеринбургских фирм-перевозчиков.

Поэтому местные жители, которые знают номера телефонов городских такси, "достаются" обычно официальным компаниям (таких в среднеуральской столице около 90). А приезжим приходится пользоваться услугами нелегалов, расценки которых выше прайсов такси минимум в полтора раза.

Ситуация в аэропорту более взрывоопасная. В апреле этого года официальным перевозчиком Кольцово стала одна из местных компаний, которая предложила оптимальную стоимость проезда от аэропорта до города. Эта фирма имеет информационную стойку в зале ожидания, ее машины стоят на выделенной площадке возле здания аэровокзала.

- Параллельно с нами около здания аэропорта дежурят "бомбилы", хотя работать там они не имеют права, - поделился информацией с корреспондентом "РГ" генеральный директор фирмы Александр Лобанов. - Когда мы только начинали сотрудничать с аэропортом, "серые" таксисты вели себя очень агрессивно. Угрожали водителям и руководству компании, как-то ночью на стоянке проткнули колеса. Едва не дошло до поножовщины, пришлось обращаться в милицию. Сейчас поспокойней, однако водители постоянно начеку.

Пассажиру "серая" поездка от аэропорта до города может обойтись на 400-500 рублей дороже услуг официального перевозчика.

- Администрациям аэропорта, железнодорожного вокзала и руководству Екатеринбурга следует обратить на эту ситуацию пристальное внимание, - считает Александр Лобанов. - Ситуацию может исправить лицензирование услуг такси. Пока же идет противостояние официального и нелегального бизнеса без вмешательства властей, как  в 90-е годы. Теперь это недопустимо.

Малый бизнес Тюмень Екатеринбург Урал и Западная Сибирь