Уже около полугода представительство Постоянного Комитета Союзного государства в Минске возглавляет Сергей Заболотец. С ним беседует корреспондент "СОЮЗа".
- Сергей Макарович, у вас за плечами солидный опыт парламентской работы. Помогает ли он на новой должности?
- Тут можно порассуждать. Я на эту работу пришел совершенно сознательно. Еще когда выдвигался кандидатом в депутаты Палаты представителей Национального собрания в 2000 году как представитель Минского автозавода, включил в свою предвыборную программу пункт о важности белорусско-российских экономических отношений. Потом, будучи заместителем, председателем Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству парламента, вплотную участвовал в их реализации. И в 2004 году, когда вновь баллотировался в депутаты парламента, тоже сделал акцент на всесторонних связях с Россией. Ведь при той интеграции, которую мы унаследовали от СССР, можно было лишь посочувствовать тем, кто считал, что если разорвем старые связи, то заживем хорошо. К примеру, на МАЗ от 45 до 60 процентов узлов и комплектующих поступают из России, там же главный рынок сбыта.
Как парламентарий, я максимально старался продвигать совместные экономические и политические проекты и через Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, работая в комиссии по экономической политике, а затем, став заместителем председателя Парламентского Собрания. Это производственные программы "Союзный телевизор", "Лен", развития дизельного автомобилестроения, программа по созданию и организации серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон и целый ряд других. Поэтому когда мне предложили возглавить представительство Постоянного Комитета Союзного государства в Минске, пришел сюда с пониманием того, что Беларуси в экономическом плане без тесного взаимодействия с Российской Федерацией эффективно развиваться будет очень сложно.
Но главное все-таки в том, что у нас общие исторические корни, мы - славянские государства и не должны быть разделены.
- Что, на ваш взгляд, требуется усовершенствовать в работе представительства?
- Ломать что-то не надо. Но следует тщательнее готовить мероприятия. Мы с первого дня взяли курс на то, чтобы все акции Союзного государства на белорусской стороне проходили с непосредственным участием сотрудников представительства и при нашей активной подготовке. Это и информационный форум в мае, и празднование 65-летия освобождения Беларуси, и "Славянский базар в Витебске", и 100-летие А. Громыко и другие мероприятия. Ближайшие планы? Сориентировал коллектив: проблем при реализации союзных программ, подпрограмм и мероприятий на белорусской стороне быть не должно. Это наша цель. В представительстве четко распределены обязанности и функции, обеспечена взаимозаменяемость сотрудников. А сотрудников у нас совсем не много. И если кто-то в отпуске, командировке, на лечении - дело не стоит.
Два созыва (8 лет) работы в белорусском Парламенте и Парламентском Собрании Союза Беларуси и России обогатили меня опытом законотворчества, знакомством с видными российскими и белорусскими политиками, руководителями органов государственного управления, в целом расширили личный кругозор. Это хорошее подспорье. Вопросы, на которые пришлось бы потратить много времени, удается решить значительно быстрее. Но личные отношения, конечно, не заменяют понимания проблемы. Это подстегивает больше работать над собой. Надо плотнее сотрудничать с руководителями белорусских и российских регионов, в первую очередь имею в виду приграничные Брянскую, Смоленскую области. Хочу в рамках межрегионального сотрудничества встретиться с их губернаторами, с которыми знаком еще по Парламентскому Собранию, чтобы помочь субъектам хозяйствования в установлении более тесных взаимосвязей.
Тем более что являюсь одним из авторов проекта союзного закона о приграничной торговле.
- Приближается десятилетие Договора о создании Союзного государства. Что из достигнутого вы считаете главным?
- Порой звучит критика по поводу замедления союзного строительства. Однако сделано немало на всех направлениях. В политике Беларусь и Россия остаются самыми близкими стратегическими партнерами и союзниками. Об этом не раз говорил Президент Беларуси, Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства Александр Лукашенко. Достигнуто высокое доверие и взаимопонимание, выработана система постоянных контактов и консультаций с учетом интересов друг друга. Лидеры государств, главы правительств, руководители внешнеполитических ведомств регулярно встречаются на заседаниях Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, а между ними обмениваются мнениями и консультируются по вопросам двустороннего сотрудничества и внешнеполитическим проблемам. Реализуется программа согласованных действий во внешней политике на 2008-2009 годы. Реальные итоги всего этого мы уже наблюдаем. Для Беларуси это прежде всего потепление со стороны Европейского союза, международных организаций, переход к диалогу.
В экономической сфере наши страны также добились больших результатов. В практику вошло ежегодное рассмотрение и принятие прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, балансы спроса и предложения важнейших видов продукции, топливно-энергетических ресурсов. В общих интересах за счет союзного бюджета ежегодно реализуется свыше 40 совместных программ и мероприятий. Но главное, по-моему, в том, что наши правительства, министерства и ведомства научились совместно решать экономические проблемы с учетом интересов друг друга, сообща противостоять внешним вызовам и угрозам. Да, бывают спорные вопросы, когда интересы не всегда совпадают. Но заметьте, проблемы решались за столом переговоров и всегда достаточно конструктивно, в интересах двух братских народов. Этому во многом способствовало налаживание сотрудничества министерств и ведомств Беларуси и России в рамках проведения совместных коллегий, а также регулярные заседания Совета Министров Союзного государства и других союзных органов, таких как Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию. Сегодня наши страны объединили усилия в противодействии мировому экономическому кризису.
- А какие результаты союзного строительства наиболее важны для простых граждан?
- Прежде всего назову обеспечение мирного и демократического развития наших народов, повышение благосостояния и уровня жизни белорусов и россиян. Основные направления интеграционного сотрудничества в социальной сфере определены Концепцией социального развития Союзного государства до 2010 года, утвержденной Высшим Государственным Советом Союзного государства. Они направлены на обеспечение равенства прав в трудоустройстве и оплате труда, получении образования, предоставлении медицинской помощи, социальном обеспечении, в развитии сотрудничества в сфере культуры, спорта и туризма, проведении согласованной социальной политики.
Наиболее значительным шагом тут стало подписание и ратификация Беларусью и Россией договора о сотрудничестве в области социального обеспечения; соглашения об обеспечении равных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства; соглашения о порядке оказания медицинской помощи гражданам России в Беларуси и наоборот; протокола к соглашению об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Фактически эти документы определяют порядок реализации основных гражданских и социальных прав на территории Союзного государства, закрепляют механизмы их обеспечения. Много позитивного реализуется по согласованным действиям в обеспечении безопасности наших государств и в сфере международной политики.
Безусловно, не все вопросы решены. Ведется подготовка и согласование межведомственных документов по реализации названных договоров и соглашений. Итогом должно стать введение гражданства Союзного государства, когда белорусы и россияне будут иметь полностью одинаковые права на всей его территории.
- Можно ли рассчитывать, что в следующем году союзный бюджет возрастет? И как реализуется соглашение о союзной собственности?
- Проект бюджета на 2010 год был рассмотрен на недавнем заседании Совета Министров Союзного государства. Пока доходная часть планируется на уровне 2009 года. Но не исключено ее увеличение. Этот вопрос обсуждался Председателем Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президентом Беларуси Александром Лукашенко и Государственным секретарем Союзного государства Павлом Бородиным. Думаю, окончательные цифры можно будет назвать после утверждения бюджета на заседании Высшего Госсовета в декабре.
Известно, что свыше 90 процентов средств союзного бюджета ежегодно направляется на выполнение совместных программ и мероприятий. 2010 год не станет исключением. Поэтому главная задача в том, чтобы обеспечить своевременное и по прямому назначению использование каждого рубля. Многое здесь будет зависеть от четкой работы государственных заказчиков программ и мероприятий, которыми являются министерства и ведомства Беларуси и России. И, безусловно, будет вестись строгий контроль на всех этапах движения средств.
Касаясь собственности Союзного государства, следует сказать, что на объем аккумулированных в союзном бюджете средств она влияния пока не окажет. Соглашение о регулировании вопросов собственности Союзного государства вступило в силу в феврале. С этого времени началась подготовка механизмов формирования имущества, которое может находиться в союзной собственности, проектов нормативных актов, регулирующих вопросы управления ею. Следует отметить, что аспекты эти достаточно сложные, требующие привлечения квалифицированных специалистов двух государств, учета их законодательства и его гармонизации. Советом Министров Союзного государства утверждена рабочая группа, ею подготовлен план разработки нормативной базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств союзного бюджета, который также рассмотрен и утвержден.