27.11.2009 00:17
Культура

Театр "Геликон" поставил на сцене Кремлевского дворца оперу "Царица"

Количество Екатерин Великих на музыкальной сцене неуклонно растет
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №226 (5050)
Читать на сайте RG.RU

С появлением "Царицы" - нового спектакля театра "Геликон" на неохватной сцене Кремлевского дворца - опера покинула обжитую территорию и храбро вступила в зону шоу-бизнеса.

К этому шло давно. Разговор о необходимости приблизить оперу к массам начался со времен Верди. К этому были устремлены режиссерские поиски. Теперь само появление имени Давида Тухманова в числе оперных авторов говорит об укреплении союза элитарного искусства с популярным.

Тухманов не стал драпироваться в оперные кандалы. Решительно отбросил весь опыт оперы ХХ века и написал скорее оперетту в стиле Легара, иногда Кальмана, придав ей оперную структуру. Выпустил в полет воспоминания о романтической музыке голливудских фильмов 30-х годов в духе Темкина. Все это пригодилось в лирических эпизодах, составляющих львиную долю либретто. Для умиротворенных народных сцен ввел тишайшие хоралы, для сцен мятежных - чуть-чуть Мусоргского, но облегченного и адаптированного. Можно услышать отзвуки Прокофьева, есть книксены в адрес барокко и много отсылов к салонным жанрам времен, когда джаз только проклевывался. На излете эпохи постмодернизма композитор написал сугубо постмодернистский опус, где витают тени популярных музыкальных веяний ушедшего века, но не хулигански вызывающе, а изящно, естественно, словно иначе не бывает. Опус очень красивый, многие из чисто эстрадных мелодий хочется слушать снова, и я не стану упрекать автора в уступках попсе - в конце концов и "Сердце красавицы склонно к измене" Верди писал под тем же лозунгом демократизации.

Полную версию рецензии читайте только на сайте

Спектаклю не повезло выйти в момент, когда еще свежи воспоминания о блистательной "Екатерине Великой" - мюзикле на том же материале, написанном Сергеем Дрезниным и привезенном на "Золотую маску" Свердловским театром музыкальной комедии. Сравнения неизбежны: либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди словно идет след в след за пьесой Александра Анно и Михаила Рощина. И точно так же второй акт еще заметнее сближается с опереттой, обретая каскадные тона в сценах бурной любовной жизни императрицы, а в апофеозе восходя на пьедестал известного петербургского памятника. И он так же обдуманно эклектичен. Правда, Дрезнин оказался смелее и, по-моему, последовательнее: его диапазон размахнулся от православных песнопений, барокко и Мусоргского до джаза, рока и рэпа, что создает образ столь же эклектичной, всем ветрам открытой российской истории. Тухманов остается в лоне высокой оперетты.

Выше всяких похвал - театр "Геликон-опера". Он еще раз доказал свою способность обжить площадку любых габаритов и взять зал любых объемов. В Москве ему нет равных ни в постановочной изобретательности, ни в вокальных ресурсах. А молодой дирижер Константин Чудовский, все партитуры мира знающий наизусть, выразительностью жеста и способностью творить музыку у вас на глазах производит штраусовское впечатление.

Еще один элемент, где театры вступили в необъявленное состязание, - сценическое оформление. Награжденные "Золотой маской" костюмы Павла Каплевича в екатеринбургской "Екатерине Великой" теперь аукнулись буйной фантазией Татьяны Тулубьевой в сотворении туалетов из дворцовых зеркал и канделябров. Зыбкий вращающийся мир озаренных свечами зеркал стал доминантой в сценографии Игоря Нежного. Спектакль выглядит богато. Гремят фейерверки, волнуются народные массы, три Екатерины Великие сменяют друг друга и сановных любовников.

Идея размножения Екатерин тоже перекликается с екатеринбургским спектаклем. Правда, там две Екатерины - молодая и зрелая - постоянно в диалоге друг с другом, отсюда высекается дополнительный и очень важный сюжет. В новом спектакле три Екатерины появляются то ли в силу необходимости показать разные возрасты героини (хотя все три певицы молоды и хороши собою), то ли этот "вахтовый метод" на самом деле - парад роскошных геликоновских сопрано и меццо. Иных смыслов тут не предусмотрено.

Режиссер Дмитрий Бертман по-прежнему великолепен в умении слышать музыку, из нее выращивая сады своей фантазии. Блистательный геликоновский хор, выстроенный на авансцене и уподобленный клавишам кларнета, на которых и проигрывается симпатичный оркестровый мотивчик, - такие приемы сюжетно необъяснимы, но каждый раз предельно органичны игре музыкальных стихий. Спектакль зрелищный, торжественный, часто озорной и азартный, но он не стремится пробудить в зрителе иные эмоции, кроме простейшей: "Мо-лод-цы!" И не случайно в высшей степени мелодичную музыку Тухманова, выходя после спектакля, я стал интуитивно обогащать витаминами из мюзикла Дрезнина, где мелодии тоже запоминаются сразу и навсегда.

Иными словами, в необъявленном состязании двух спектаклей на ту же тему и с теми же персонажами возникла боевая ничья. Московский спектакль взял верх по имперскому размаху, режиссерской фантазии и зрелищности, екатеринбургский - по осмысленности и драматизму либретто, разнообразию интересных актерских решений и красок, использованных композитором. Что касается вокального уровня, то соревнование театров оперы и оперетты здесь бессмысленно изначально, тем более что "Геликон" выложил козырную карту - замечательного контратенора Олега Рябеца, и эту карту неспособен побить ни один оперный дом страны. Хотя екатеринбургский театр увереннее владеет микрофонным и джазовым пением. Да и техника, надо признать, там работала лучше.

Театр