27.11.2009 00:45
В мире

Британский министр Питер Бенжамин Мандельсон: Я страстный русофил

Министр по делам бизнеса и предпринимательства Британии дал интервью "РГ"
Текст:  Ольга Дмитриева (Лондон)
Российская газета - Столичный выпуск: №226 (5050)
Читать на сайте RG.RU

Питер Бенжамин Мандельсон, барон Мандельсон, в настоящее время является Первым заместителем премьер-министра, занимая в Лейбористском правительстве Гордона Брауна должность министра по делам бизнеса. На протяжении двух последних десятилетий лорд Мандельсон остается одной из самых значительных и влиятельных фигур на британской и европейской политической сцене.

Российская газета: Накануне визита Дэвида Милибэнда в Москву "Файнэншл таймс" написала о том, что на протяжении последних трех лет диалог между Британией и Россией проходил очень сложно. Это мешает бизнесу?

Лорд Мандельсон: Мне довелось в прошлом работать в качестве Комиссара Евросоюза по делам торговли. И моя точка зрения такова: политика и торговля идут рука об руку. Нынешний год был трудным для всего мира. Но одним из уроков, которые мы усвоили, стало понимание того, как все мы взаимозависимы. В глобальном мире ни одна современная страна не сможет выжить, оставаясь в изоляции. Торговля - это одна из тех сил, которые связывают нации.

Полную версию беседы читайте только на сайте

Мы не можем позволить себе расслабляться. Однако после предсказанного в этом году десятипроцентного падения в глобальной торговле появились признаки того, что ситуация как будто возвращается к норме. Я хочу, чтобы российские компании знали: Британия может помочь им в реализации их деловых амбиций.

РГ: Вы признались, что являетесь убежденным русофилом, ставящим своей задачей улучшить отношения с Россией. Чем привлекательна для вас наша страна?

Лорд Мандельсон: В этом месяце президент Дмитрий Медведев и премьер Гордон Браун находились вместе с другими европейскими лидерами в Берлине, вспоминая 1989 год, когда пала Берлинская стена и мир стал иным. За два последних десятилетия мне много раз приходилось бывать в Москве. И каждый раз я был поражен тем, как быстро меняется ваша страна. Я страстный русофил, глубоко восхищаюсь стойкостью России и ее упорством в достижении целей.

РГ: У вас есть обширный опыт сотрудничества с Россией. Что, по-вашему, до сих пор не было сделано и что нужно еще сделать для улучшения отношений между нашими странами?

Лорд Мандельсон: Я полагаю, что если мы будем работать сообща, то достигнем еще большего взаимопонимания. Торговый оборот между британскими и российскими компаниями вырос в минувшем году до 10,7 млрд фунтов стерлингов. В целом деловой климат был более сложным в нынешнем году, однако Британия остается крупнейшим иностранным инвестором России. Уверен, что при такой прочной основе торговля может расти.

Другие сферы совместных интересов включают Иран, нераспространение ядерного оружия, а также гарантии соблюдения прав человека, главенство закона и демократические институты. В следующем месяце главное внимание будет сосредоточено на вопросах изменения климата и эффективности использования энергии. Предотвращение разбазаривания энергии важно не только для окружающей среды. Это точно так же важно для бизнеса, так как в противном случае придется оплачивать счета за топливо. Это важно для сохранения ресурсов для будущих поколений.

Вот почему всячески приветствовался подписанный в прошлом месяце в Москве моим коллегой по кабинету министров Эдом Милибэндом и российским министром энергетики Сергеем Шматко меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в сфере энергоэффективности. Конфедерация британской промышленности и Российский союз промышленников и предпринимателей также сотрудничают в сфере энергоэффективности.

Я думаю, что, переходя на чисто человеческий уровень наших отношений, вы обнаружите огромное желание даже у самых обыкновенных людей в Британии узнать как можно больше о России.

РГ: Что именно делает Россию столь удобной страной для британского бизнеса?

Лорд Мандельсон: У нас имеется немало примеров, свидетельствующих о больших возможностях, которые открывает для нас бизнес с Россией. В России работают такие широко известные британские компании, как JCB, HSBC, Rolls Royce, Marks & Spencer и Monsoon. А также и более мелкие фирмы, например, Scot West Seafoods, которые экспортируют в Россию с западного побережья Шотландии. В целом свыше тысячи британских компаний уже обосновались в вашей стране.

РГ: Чему, на ваш взгляд, могли бы поучиться друг у друга российские и британские бизнесмены?

Лорд Мандельсон: Чтобы бизнес мог расти и процветать, ему нужны финансы. Нам известны примеры, когда российские фирмы приходили на британские рынки акций и облигаций, чтобы собрать средства, в которых они нуждаются. Юридические и профессиональные услуги также являются нашей сильной стороной. Британия всерьез заинтересована помочь Москве стать международным финансовым центром.

И у России, и у Великобритании есть ученые мирового класса. Мы хотим делиться опытом в таких областях, как нанотехнологии. Я был рад узнать, что делегация "Роснано" приняла участие в британском НаноФоруме в Лондоне, где были представлены 400 ведущих британских нанофирм.

Учитывая, что в Лондоне в 2012 году, а в Сочи в 2014 году пройдут Олимпийские игры, у нас есть обоюдный интерес достойно пронести эстафету олимпийского движения. Лорд Дэвис, министр по делам торговли, инвестиций и малого бизнеса подписал в июне в Петербурге соглашение Host2Host, которое призвано создать возможности для олимпийского бизнеса.

Великобритания