В широкий российский прокат вышла картина Павла Санаева "На игре" - первая часть кинодилогии о геймерах, обретших игровое могущество в реальной жизни.
Команда профессиональных геймеров выигрывает чемпионат по киберспорту. В качестве сомнительного подарка от спонсора каждый из них получает диск с психотропной игрой, от которой у запустившего ее сокращаются зрачки и проявляются суперменские навыки; оболтусы-чемпионы немедленно применяют их в быту и обороне. Очень скоро на злосчастную команду выходят люди сомнительного происхождения - для спецслужбистов, коими они представляются, они слишком богаты, для простых бандитов - слишком могущественны. Хорошие парни (и с ними, конечно, одна очень красивая девушка) со звездным небом над ними, но почти без нравственного закона внутри попадают в плен своего супермогущества и в зависимость от злых сил. До конца картины они переживают удивительные, но принудительные приключения, которые заканчиваются на самом интересном месте. В феврале выходит продолжение - "На игре. Новый уровень".
Картину на модную уже лет двадцать тему о смешении игровой и действительной реальностей снял по собственному сценарию Павел Санаев - режиссер, сценарист и писатель, прославившийся блестящим автобиографическим романом "Похороните меня за плинтусом". В данном случае, правда, придется вспомнить его еще и как автора картин "Последний уик-энд" и "Нулевой километр", чья телевизионная жизнь оказалась успешнее кинопрокатной.
Злодеи в фильме перемещаются по миру на дирижабле, не то угнанном с заставки кинокомпании ЦПШ, не то взятом у конкурентов в аренду. Преступный авторитет с грузинским именем служит шестеркой в банде отчетливого ваххабита. Мастера компьютерных дел произносят знакомые в общем всем и каждому слова компьютерного сленга - "мать" (материнская плата) и "камень" (процессор) - так, как будто слышат впервые в жизни. Когда молодым актерам, исполняющим заглавные роли, приходится отвлекаться от стрельбы для выяснения отношений, в их репликах начинает звучать невыносимая фальшь, от которой веет неудачными дублями и прочей закадровой кинематографической кухней. Появление в эпизодах блестящих Виктора Вержбицкого и Михаила Трухина вызывают ощущение, что мэтры пришли давать мастер-класс первокурсникам актерского факультета ВГИКа.
Своей нашумевшей книгой, рассказывающей о несчастливом детстве пасынка Ролана Быкова, Санаев заявил себя как автор, умеющий находить и точно давить на те архетипические точки, где реальность литературной основы стыкуется с жизнью - в герое его знаменитой книги могут узнать себя многие. Точно так же в героях его четырехлетней давности фильма "Последний уик-энд" могли узнать себя выросшие (или взрослеющие сейчас) на окраинах больших городов мальчишки и девчонки, а также их родители; в той киноленте с экрана по крайней мере веяло реальной жизнью, землей и кровью, пусть и не самым благоухающим, но - духом времени. От "На игре" же шибает в нос прогорклым духом "маладежного кино", расцвет которого имел место пять лет назад - но даже фильм "Даже не думай-2" на фоне нынешней санаевской картины смотрится элегантно.
Отмечающий в этом году сорокалетие и вполне могущий считаться молодым, режиссер умудрился каким-то образом синтезировать каких-то несуществующих и никогда не существовавших персонажей, в своих манерах, повадках и речи выразительных не более чем вооруженные боты из знаменитой стрелялки Counter Strike. И было бы еще ничего, если бы, как пять-десять лет назад, можно было закончить эту рецензию словами "увы, другого молодежного кино у нас для вас нет". Но это, к счастью, неправда - достаточно посмотреть хотя бы на спорного, но небесталанного Игоря Волошина с его "Нирваной" и "Я". Или к несчастью - для тех, кто заказывает и снимает эту халтуру.