Произошло то, о чем мечтали поклонники россиянина Николая Давыденко. Великий труженик на корте, он сумел выйти из группы на итоговом турнире ATP. Но главное: затем в полуфинале Коля обыграл - впервые в жизни! - лидера мировой классификации швейцарца Роджера Федерера.
Вчера Давыденко, единственный представитель российского тенниса в "большой восьмерке" - мужском теннисном форуме, собравшемся в столице Великобритании, - встречался в решающем матче турнира с аргентинцем Хуаном Мартином Дель Потро, пятым игроком рейтинга. Финал завершился уже после подписания номера "РГ" в печать.
Проломил шведскую стенку
Странное дело: Николай Давыденко, уже пять лет находящийся в элите мирового тенниса, занимающий ныне седьмую строчку табели о рангах, по-прежнему как-то незаметен, не "раскручен" что ли. Вот и терзают меня иностранные коллеги в пресс-центре лондонского турнира: что, мол, за человек ваш Николай? Какой у него характер? Похож ли он по менталитету на русского или скорее на немца, австрийца? Масла в огонь подлили и организаторы турнира, написав в официальной программе, дескать, Давыденко не очень известен за рубежом. У автора этих строк до сих пор перед глазами картина, как несколько дней назад Коля, едва прочитав эту брошюру, швырнул ее на стол в офисе ATP. Может, как раз из-за этого?
Так или иначе, но пока теннисные массы захлебывались от восторга, умиления и сожаления по поводу ухода с корта на высокую чиновничью спортивную должность другого россиянина - Марата Сафина, Николай - знай, продолжал свое дело. Он великолепно провел чемпионат, который под занавес сезона разыгрывается среди лучших теннисистов. На групповом этапе оставил не у дел испанца Рафаэля Надаля и шведа Робина Содерлинга. Правда, в трех сетах уступил на старте сербу Новаку Джоковичу, но мог выиграть и у него. Просто в тот момент у Коли, как объяснил мне его брат и тренер Эдуард, были проблемы с дыханием, даже пришлось лечиться в ходе турнира.
Напомню: чтобы выйти из группы и продолжить борьбу, Николаю в пятницу обязательно надо было выиграть у Содерлинга - швед шел без поражений, оставив за бором и Надаля, и Джоковича.
Перед самым началом этого матча корреспонденту "РГ" пришлось изловчиться, чтобы занять место не на "журналистской трибуне", а практически в ложе для игроков, сразу за "командой" Давыденко, где была и его жена Ирина, и брат Эдуард, и племянник Филипп, и австрийский менеджер Рони Лейтгеб. Хотелось почувствовать себя причастным к этой "большой скамейке" и сильнее поддержать нашего теннисиста.
- Молодец, Коля, давай! - раздавались возгласы близких Николаю людей, когда тот проводил очередной удачный розыгрыш. Но, надо сказать, "команда" не слишком усердствовала: известно, что теннисист не очень-то любит все эти выкрики. Ирина заворожено наблюдала за матчем, закрывала лицо, когда у мужа не получался удар, с замиранием смотрела повторы на большом экране: попал мяч или нет?
Зато негромкие, завуалированные от ока и уха организаторов подсказки Эдуарда явно помогали Коле. "Подача у него мягкая, принимай ближе, крепче держи ракетку",- говорил брат.
Где там Эдик разглядел "мягкую подачу"! Содерлинг и подачу, и удары в розыгрыше наносил с сумасшедшей, как мне казалось, скоростью. В принципе так оно и есть, но, когда соперник выполнял вторую подачу, Коля шел в атаку. Он выиграл первый сет на тай-брейке, но уступил во второй партии - 4:6. Тут надо сказать, что, как заранее многие подсчитали, шведу необходимо было взять хотя бы один сет, чтобы по разнице выигранных и проигранных партий - даже в случае поражения - выйти на первое место в группе. Швед сделал свое дело. Ну а Коля - свое, поставив победную точку в третьем сете - 6:3. И еще вопрос: с кем лучше было на следующий день сражаться в полуфинале - с аргентинцем Дель Потро, занявшим второе место в другой группе, или со швейцарцем Федерером, "застолбившем" первую строчку?
Скандалы, интриги, расследования
Накануне матча Давыденко с Содерлингом, в ночь с четверга на пятницу, турнир в Лондоне перестал жить "чинной, благородной жизнью". Принцип "честной игры" вообще оказался под большим вопросом. Кто-то стал обвинять теннисистов в холодной расчетливости, игре в поддавки и даже заподозрил их в договорных матчах. Другие ругали организаторов за якобы нерасторопность в принятии регламентных решений. Третьи же просто заявляли: круговая система, по которой проводится финальный турнир, никуда не годится.
О чем речь? О том, что заключительный групповой мачт Роджер Федерер и Дель Потро разыграли по "своему" сценарию. То есть, сделали все, чтобы они двое и вышли в следующий этап соревнования. Нет, спору нет - поединок был красивый, качественный, даже упорный, на нем, кстати, присутствовал футболист Андрей Аршавин, другие известные мастера большого мяча, вообще знаменитости. Но уж очень подозрительный. Короче, аргентинцу для получения путевки в полуфинал - а это определялось уже не только победами и взятыми сетами, но и количественным соотношением геймов - надо было выиграть у швейцарца в трех партиях. Но так, чтобы в решающей партии счет был, допустим, 6:3. И это было выполнено - 6:2, 6:7, 6:3. Теннисисты сыграли и обнялись, довольные: Роджер, хоть и уступил, - первый в группе, Хуан Мартин - второй.
А зрители, покидая трибуны, тут же увидели окончательный расклад: у Дель Потро и британца Энди Маррея, при одинаковом количестве побед и поражений, выигранных и проигранных сетов, соотношение по геймам отличается всего лишь на всего на один единственный гейм. У аргентинца: 45-43, у британца 44-43. Зрители были обескуражены, а на многочисленных теннисных форумах появились высказывания в таком роде, что, мол, "прокатили рыжего шотландца".
На пресс-конференцию Федерер и Дель Потро пришли с понурыми головами, как нашкодившие школьники. Проигравший Роджер, правда, потом изображал веселье: "Ну, давайте, спрашивайте, - говорил он. - Я вижу, у вас накопились вопросы". Конечно же, сказал, что никакой "математикой" он не занимался. Дель Потро вообще запутался в ответах: сначала заявил, что играл даже лучше, чем на Открытом чемпионате США-2009. А потом сказал-де этот поединок не так уж хороший. И, главное, поведал: о том, что он вышел в финал, узнал лишь через 25 (!) минут после окончания матча. А как же зрители узнали раньше? Ведь дотошные болельщики и въедливые журналисты все заранее подсчитали! И почему тогда, пожимая руку сопернику, Дель Потро был "усталый, но довольный"?
Легендарный Борис Беккер, который располагал информацией, что руководство АТР не могло немедленно сообщить игрокам, кто квалифицировался, а кто - нет, был в недоумении: "У этого турнира прекрасная арена, игроки показывают отличный теннис, а потом происходят какие-то замешательства. АТР якобы не может сообщить игрокам, кто прошел в полуфинал".
Так или иначе, но никаких доказательств в нечестности игроков нет. Наблюдатели подчеркивают: "Спорт есть спорт". Между прочим, сторонний человек - Эдуард Давыденко, с которым накоротке побеседовал корреспондент "РГ", не склонен видеть в этом матче какой-то расчет. "Федерер был очень рад, когда выиграл второй сет, ну а в матче не мог победить, потому что уже, что называется, подсел в третьей партии", - сказал брат и тренер Николая. Кстати, нашего теннисиста нельзя заподозрить в какой-либо "арифметике". Он сражался в каждом матче, каждом сете и гейме только на победу.
Счастливая чертова дюжина
Всякий сериал когда-нибудь кончается. В течение двенадцати очных поединков между швейцарцем Роджером Федерером и россиянином Николаем Давыденко длилась "мыльная опера", где главную скрипку безоговорочно играл швейцарец. 12:0 - такое соотношение было между Федерером и Давыденко. Но в минувшую субботу Николай "намылил голову" Роджеру, одержав победу в полуфинале итогового чемпионата - 6:2, 4:6, 7:5.
Федерер был расстроен. "Конечно, обидно. - говорил он. - Но расстроен я не тем, что проиграл Давыденко, а тем, что проиграл в полуфинале. Выйдя из такой тяжелой группы на таком трудном турнире, я надеялся дойти до финала и там, может быть, снова победить".
Николай веселился на пресс-конференции. "О, сколько пришло журналистов!" - восклицал он, как бы намекая на то, что раньше они не жаловали его своим присутствием. На вопрос, как он накануне спал, Коля ответил: "Лег в три и спал всего лишь семь часов, но мне хватило". "Один спали?" "Да бросьте вы, - отмахивался Давыденко. - У меня жена. Отстаньте! Чего вы хотите? Чтобы сказал о двух девушках, о трех, о четырех?" "Но вы же русский!" - не унимались иностранные коллеги. "Русский, но не Сафин, - улыбнулся Давыденко.
Говоря серьезно, он рассказал: "Я думаю, что вся моя семья и все, кто меня поддерживает, ждали этого момента, когда я обыграю Федерера, потому что я обыграл всю "десятку", кроме него. Я думал, что, может быть, выиграю у него в 2010 или в 2011, но это случилось в 2009, в конце сезона, и это приятно. Я действительно отлично себя чувствовал. Победа - это действительно произошло. Это мой четвертый матч, который я провожу на очень хорошем уровне, и это очень, очень приятно". Потом с Николаем Давыденко поговорил и корреспондент "РГ".
Российская газета: Николай, поздравляю. Наконец-то! А знаете, что я вспомнил? Раньше вы, проигрывая, говорили: ну вот, опять Федереру повезло… Николай Давыденко :Да, а что тут такого? Говорил. И, кстати, сейчас при счете 4:5, 0:30 в третьем сете я подумал, что Федереру опять везет.
РГ: И что в этом момент? Что было в голове?
Давыденко: Я сказал сам себе: "Ну, пожалуйста, только не еще раз". Я ведь снова мог проиграть 4:6 в третьем сете. Но я выиграл первое очко, вернулся в игру, собрался, и уже мне начало везти…
РГ: Не нервничали?
Давыденко: В конце никакой нервозности у меня не было. Я так устал, что было не до нервов. Задача была - не дать Федереру самому играть. Он стал ошибаться - это дало мне шанс.
РГ: Обыграли Федерера! Какие эмоции?
Давыденко: Слава богу, эмоций нет никаких. Потому что эмоции потом могут сильно сбивать игру. Бывает, эмоционально можно расчувствоваться до такой степени, что потом в корт не попадешь.
РГ: Помните, раньше, вы в качестве своего теннисного образца называли аргентинца Давида Налбандяна. В 2004 году вы с ним встречались на итоговом турнире в Шанхае, и уступили в полуфинале.
Давыденко: Да, было такое дело. Давид демонстрировал качественный теннис. Играл классически, очень тщательно. Но теперь я даже не знаю, есть ли у меня кумиры… РГ :Вы же сами в элите, всех обыгрываете. Не скромничайте!
Давыденко: Да, может быть, сейчас по-другому всех оцениваешь.
РГ: Но все-таки: кто ныне в теннисе задет тон?
Давыденко: Пожалуй, назову Джоковича, Дель Потро.
РГ: Аргентинец одолел в полуфинале Содерлинга. И стал вашим соперником по финалу. Что о нем скажете?
Давыденко: Мы общаемся, иногда тренируемся вместе. Он, игрок задней линии, без сомнения, за прошедшее время стал действовать на корте быстрее, лучше подавать. Но, не скрою, мне хотелось в финале встретиться именно с ним, а не с Содерлингом.