30.11.2009 00:58
Происшествия

СКП: Причиной аварии "Невского экспресса" стал взрыв

Передают наши специальные корреспонденты
Текст:  Дмитрий Кощеев Евгения Цинклер (Угловка - Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №227 (5051)
Читать на сайте RG.RU

Люди вылетали из окон

Два последних вагона поезда N 166 "Невский экспресс", следовавшего 27 ноября из Москвы в Санкт-Петербург, сошли с рельсов в 21.48 на перегоне Алешкино - Угловка.

На полном ходу поезда их оторвало от состава и опрокинуло на насыпь. Выжившие пассажиры этих вагонов вспоминают о произошедшем примерно одинаково: вначале резкий толчок, а потом все смешалось в жуткую кашу.

- Поезд вдруг затрясся, потом выключился свет, меня начало кидать по вагону, как куклу. Очнулась на улице. Наверное, меня выбросило из окна, - растерянно рассказывает одна из пострадавших пассажирок, пока медики обрабатывают ей раны.

- Люди, сиденья, багаж - все оказалось вбито, впрессовано в переднюю часть вагона, - продолжает ее товарищ по несчастью. - Меня спасло то, что мое место находилось в конце.

На помощь пострадавшим пришли пассажиры из уцелевшего состава поезда: помогли выбраться тем, кто был ранен относительно легко, тяжелотравмированных вынесли из вагона. Люди оказались в кромешной темноте на глухом перегоне, где до ближайшего населенного пункта несколько километров по болотам и бездорожью. "Скорая помощь" смогла пробиться на место происшествия и вывезти всех выживших. В больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Тверской и Новгородской областей оказалось 96 человек, примерно половина из них - в тяжелом состоянии.

Поскольку с самого начала было ясно, что речь идет о теракте, место катастрофы было взято в плотное оцепление. Лишь к полудню, когда оперативники закончили проведение основных работ, на полотно пустили сотрудников дорожных служб и журналистов.

Два покореженных вагона, лежащие на насыпи возле путей, выглядели как картонные игрушки, смятые в кулаке: окна и двери сплющены, колесные пары оторваны, на крышах и стенах огромные вмятины, сиденья буквально растерты в крошку.

Возле вагонов - обрывки одежды, обувь, окровавленные тряпки, высыпавшиеся из кейса документы, женская сумочка, детский рюкзачок...

Придорожные столбы на протяжении полукилометра начисто снесены.

- Представляете, на скорости 200 километров в час два вагона слетели с путей и с огромной силой впечатались в железобетонные столбы, - вздыхают уставшие сотрудники МЧС. - Выживший проводник из этого поезда рассказывал, что, когда вагоны сорвало с рельсов, люди вылетали из разбитых окон, как гороховые зерна. Просто невероятно, что кто-то смог уцелеть в этой мясорубке.

Семь килограммов тротила

Уже через несколько часов после катастрофы Следственный комитет при прокуратуре РФ официально заявил, что причиной аварии стал взрыв, оставивший на полотне глубокую воронку. Здесь же были обнаружены элементы самодельного взрывного устройства. По данным главы ФСБ Александра Бортникова, мощность заложенной под рельсы взрывчатки оценивается в семь килограммов в тротиловом эквиваленте.

Большинство пассажиров поезда взрыва не слышали. Некоторые вспоминают что-то вроде глухого хлопка. А вот Елена Голубева, ставшая единственным свидетелем катастрофы, слышала два взрыва, а не один. 78-летняя пенсионерка одна живет в домике на отшибе возле железной дороги. Вагоны опрокинулись всего в ста метрах от ее дома.

- Я явно слышала вначале один взрыв, через пару минут - другой, а затем - страшный грохот, - рассказывает Елена Михайловна. - В окнах побились стекла - как я позже поняла, от разлетевшейся щебенки. Честно говоря, вначале я подумала, что мой дом ломают грабители, и сразу позвонила дочери в Лыкошино.

- Когда муж с братом приехали на место, здесь царила кромешная тьма. Пассажиры, выбравшиеся из поезда, пытались подсвечивать себе мобильными телефонами. На рельсах вперемешку с какими-то вещами лежали люди - было непонятно, кто из них цел, кто ранен, а кто мертв. Я хотела подойти к вагонам помочь, но меня остановил медик: "На это лучше не смотреть". А раненых вскоре стали приносить к нам в дом, - продолжает дочь Голубевой Лариса.

- Некоторые были в очень тяжелом состоянии, - волнуется пенсионерка. - Боюсь, до больницы довезли не всех.

По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, в катастрофе погибли 25 человек.

Среди погибших были высокопоставленные персоны. Это председатель правления "Автодора", бывший сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов, глава Росрезерва Борис Евстратиков и начальник отдела Российского госуправления рыболовства Людмила Мухина. Кроме того, тяжело ранены глава региональной управы московского района Кузьминки Виктор Родионов и его жена. Супруги находятся сейчас в реанимационном отделении НИИ им. Склифосовского.

Полностью возобновить движение на перегоне Алешкино - Угловка удалось к семи утра воскресенья.

Железнодорожными работами на месте происшествия руководил лично глава РЖД Владимир Якунин. Он признает:

- После первого взрыва на железной дороге в 2007 году мы усилили контроль за состоянием инфраструктуры, проинструктировали весь свой контингент, прежде всего машинистов. К сожалению, вынужден констатировать, что предложения об ужесточении ответственности за посягательство на работу железнодорожного транспорта, которые были нами внесены, так и остались пока только предложениями.

Теракты Аварии и катастрофы