01.12.2009 00:20
Общество

Как молодому учителю получить грант в 250 тысяч рублей

Как молодому учителю получить грант в 250 тысяч рублей
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (5052)
Читать на сайте RG.RU

Для "горячей линии", посвященной грантам для молодых учителей, редакция отвела два часа. Оказалось - мало: от вопросов и предложений наш телефон едва не раскалился.

Как уже писала "РГ" (номера от 17.11 и 19.11), молодые учителя смогут получить грант до 250 тысяч рублей. Решено, что гранты будут выдаваться на два года и на конкурсной основе. Поддержку от государства получат прежде всего молодые педагоги, которые работают в отдаленных и "трудных" районах или поехали преподавать русский язык и литературу в страны СНГ. Но по каким именно критериям будет идти отбор претендентов на грант, кого считать молодым учителем и какие регионы относить к "трудным" - пока не определено. Идет работа над положением о конкурсе.

Поэтому "РГ" и обратилась к самим педагогам с вопросом: что важно учитывать при выборе победителей конкурса? Вот как оценили бы претендентов на грант наши читатели - педагоги:

1. Понятие "молодой учитель" должно выходить за рамки "молодого специалиста". По закону "молодой специалист" - тот, кто работает в школе в течение трех лет после окончания вуза или колледжа. Молодой учитель, по мнению читателей, - тот, кому не больше 25 лет.

2. Для получения гранта должен быть хотя бы минимальный педагогический стаж. Допустим, год или полтора. С этим согласны большинство позвонивших на "горячую линию". Но были и те, кто уверен: помогать учителю надо с первых же месяцев работы в школе. Почему? Именно в это время приходится покупать очень много книг, учебников, методической литературы. А зарплата зависит напрямую от стажа и опыта. Поэтому начинающий учитель в первый год получает копейки. В Иркутске, к примеру, оклад молодого педагога - 2500 рублей. При нагрузке в 29 часов (это почти две ставки, работа в две смены и в субботу) можно заработать не больше 8 тысяч рублей.

3. Преимущества при получении грантов должны иметь сельские педагоги. В первую очередь, кто работает в отдаленных селах, где плохие дороги и почти нет транспорта. В Красноярском крае, к примеру, чтобы добраться из некоторых поселков до ближайшей больницы, на дорогу уходит 3000 рублей на человека. Это по сути треть зарплаты местного учителя.

4. При распределении квот на гранты надо отказаться от принципа "всем сестрам по серьгам" и не делить квоты пропорционально количеству жителей в регионе. Основным принципом должно стать правило: бедный регион получает большую квоту.

Может быть, стоит снизить до минимума квоту на гранты для Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тюмени и некоторых других крупных городов. Если такой возможности нет и квоты надо делить поровну, к "трудным" можно отнести не только Северный Кавказ, Ставрополье, часть Краснодарского края, но эти "бедные регионы".

5. Важно учитывать, какой предмет преподает кандидат на грант. Предпочтение стоит отдавать дисциплинам, находящимся сейчас в "провале". Это физкультура, русский язык и литература, математика, история. В эту же категорию попадают учителя начальных классов.

6. При предоставлении гранта заключать с учителем договор, по которому он обязуется не уходить из школы в течение 3-5 лет.

7. К обсуждению кандидатур привлекать родителей и учеников. Мнение учеников - самая важная характеристика работы педагога. Причем спрашивать надо всех - и малышей, и старшеклассников. Может быть, с помощью анкет или тестов.

8. Учитывать, из какой семьи кандидат: если из учительской, то может иметь преимущества перед равными.

9. Есть смысл принимать во внимание красный диплом выпускника колледжа или вуза.

10. Учитывать результаты сдачи ЕГЭ, если молодому педагогу доверили выпускной класс и нагрузку.

Редакция благодарит всех, кто позвонил на "горячую линию". Надеемся, что голос учителей будет услышан.

Образование