01.12.2009 00:30
Экономика

Александр Ивлев: Половина компаний в России оценивают свое положение как хорошее

Текст:  Александр Ивлев (партнер компании "Эрнст энд Янг", руководитель по работе с клиентами и отраслевому развитию в странах СНГ)
Российская Бизнес-газета - : №46 (730)
Читать на сайте RG.RU

В настоящий момент мы видим, что темпы падения ВВП и роста инфляции в России замедляются. Это указывает на возникновение тенденций стабилизации в экономике. Таков один из главных выводов проведенного недавно компанией "Эрнст энд Янг" исследования "Предприниматели России: стратегии успеха". Оно показывает, что российские предприниматели настроены оптимистично в отношении прогноза на будущее. 46% участников опроса оценивают экономическое положение своих компаний в 2010 году как хорошее, тогда как для 2009-го такую оценку дали лишь 25% опрошенных (см. диаграмму на стр.1).

В опросе приняли участие 88 российских компаний. Большинство компаний, участвовавших в исследовании, уже успели зарекомендовать себя на рынке и имеют опыт преодоления последствий кризиса 1998 года, а каждое пятое предприятие прошло через сложный период зарождения рыночных отношений в российской экономике в начале 90-х годов.

Компании, принявшие участие в опросе, смогли перенести кризис российской экономики. Лишь 17% опрошенных указали на неустойчивое экономическое положение их предприятий в текущем году, остальные дали более позитивные ответы, причем четверть опрошенных заявили о хорошем состоянии дел в их компаниях.

На основе полученных результатов можно судить о том, что компании на момент проведения исследования занимают стабильное положение. Менее 3% опрошенных руководителей предполагают, что их фирмы могут испытать сложности с выполнением своих долговых обязательств, при этом сокращение персонала планируют только 19% предприятий.

По мнению 76% опрошенных нами предпринимателей, основные проблемы для развития российских компаний в настоящее время связаны с неопределенностью условий деловой среды и падением спроса. По мнению 72% участников исследования, эти факторы должны привести к резкому обострению ценовой конкуренции. 77% респондентов считают, что успех в конкурентной борьбе зависит от продвижения товаров за счет инвестиций в продажи и маркетинг, около трети - в модернизацию производства, информационные технологии и НИОКР.

В число приоритетных задач на 2010 год вошла проблема поддержания финансовой стабильности. Больше половины наших опрошенных (65%) намерены уделять приоритетное внимание управлению денежными средствами , 53% респондентов - взаимоотношениям с контрагентами и 36% - решению вопросов по выполнению долговых обязательств.

Участники исследования также отметили растущее значение инновационной деятельности. По мнению респондентов, приоритетными являются инновации, связанные с технологиями (51%) и новыми продуктами (39%). В вопросах собственного инновационного развития руководители считают важным стимулирование со стороны государства: 30% опрошенных указали на то, что их интерес могут привлечь налоговые льготы. При этом 16% участников заинтересованы в программах софинансирования.

В условиях снижающегося спроса стремление российских предпринимателей внедрять инновационные методы работы и продукты, безусловно, вселяет оптимизм. В современном мире именно конкуренция является движущей силой прогресса. Если руководители бизнеса смогут выполнить все задуманное, то эффективные и технологичные предприятия станут основой стабильности российской экономики.

Результаты опроса показывают, что кризис создал стимулы для преодоления последствий экономического спада и поиска внутренних резервов роста. Это позволяет надеяться, что модернизация российской экономики на микроуровне ускорится в ближайшие годы. 49% респондентов намерены диверсифицировать производство или осваивать новые направления. Кроме того, 44% респондентов планируют осваивать новые географические рынки, а 71% опрошенных намерены повысить эффективность производства. Такой результат отражает их уверенность в своих конкурентных преимуществах и демонстрирует наличие потенциала для развития.

Малый бизнес Крупные компании