01.12.2009 00:14
Власть

Леонид Радзиховский: Слухи о "принципиальной античеловечности" милиции сильно преувеличены

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (5052)
Читать на сайте RG.RU

"Полицейский участок - место встречи меня и государства". Поэт Велимир Хлебников сказал правду. Ровно так оно и есть.

Место встречи изменить - очеловечить - нельзя? Или можно?

Сегодня это - чуть ли не основной ПОЛИТИЧЕСКИЙ (отнюдь не правовой!) вопрос в нашей стране.

"Модернизация" для большинства людей, для "простых людей" и для бизнесменов означает не нанотехнологии, не суперкомпьютер или полеты в Космос, не изменения в системе выборов, не перезагрузка с США или Украиной и даже не уменьшение сырьевой зависимости. Для подавляющей массы населения все вышесказанное - пиар, слоганы, абстракции, словом "высокая политика". А вот модернизация (или отсутствие ее) в милиции - это ЖИЗНЬ, это вещь абсолютно ясная. Реальность, данная нам в ощущениях - многим в тактильных ощущениях. И если этой модернизации так и не будет - невелик будет интерес к Большой модернизации...

Депутат ГД от ЕР, бывший адвокат Андрей Макаров недавно предложил вообще упразднить МВД - как "нереформируемую структуру". Неплохо высказался и другой юрист, он заявил, что ожидает, что "кто-нибудь" предложит создать "народные дружины для защиты населения от милиции". Если это была и шутка, то в ней, как известно, "доля шутки"... А если всерьез, то это что - предчувствие вооруженных конфликтов народа и "чиновников с ружьем"?

Разумеется, это - крайние точки зрения, но то, что их озвучивают люди, которых уж никак не назовешь "диссидентами" или "безответственными популистами", уже показывает, что торф горит под общественным болотом. Пожар чувствуется и по тому, какой "дымовский" стелется.

Да, об "отчуждении" между милицией и теми, кого она, так сказать, "охраняет", речь уже не идет. Говорят о другом - прямом противостоянии. "Милиция на переднем крае борьбы против населения" - вот какие фразы сейчас в ходу. Похоже, подобные настроения - пусть в неосознанной форме - действительно есть и "на другой стороне", многие (разумеется, далеко не все!) милиционеры и правда воспринимают себя как силу, противостоящую обществу, обычным людям-"терпилам". Они видят свою задачу в том, чтобы "защищать" СЕБЯ, в крайнем случае - свои корпоративные интересы, а вовсе не "граждан", пропади они пропадом... В сущности - уголовная психология, жестко делящая мир на "людей" (уголовников) и "лохов", "фраеров", "мужиков".

Это, как сказали бы Стругацкие - "массаракш", мир наизнанку, как если бы пожарные поджигали, врачи убивали, а повара требовали, чтобы посетители их кормили. Но представители этих профессий так себя не ведут, а вот милиционеры часто нападают на тех, кого обязаны охранять. И, похоже, произошло главное - общество от них именно этого и ЖДЕТ. А на другое - выполнение ими своего долга - не надеется.

В такой обстановке я не буду вступать в соревнование "кто громче крикнет, кто выше плюнет" - любителей (и профессионалов) обругать МВД и так хватает. А вот попытка остудить страсти прохладными словами - совершенно бессмысленна.

Сошлюсь на свой опыт.

Пару раз я попытался поплевать против ветра, публично занять примирительную к "ментам" позицию. Опираясь на данные статистики - милицейской и не только, - хотел показать, что слухи о "принципиальной античеловечности" милиции все-таки сильно преувеличены. Конечно, "бывает ложь, наглая ложь и статистика", но тем не менее без "наглой статистики" тоже как без рук.

Но "объективистский" подход многих отталкивает - живым переживаниям и страданиям противопоставляются безличные цифры, "средняя температура по палате". "Смерть человека - трагедия, тысячи преступлений - статистика". Человеческий образ любой общности - национальной, социальной, профессиональной - не получается в результате статистических усреднений. Все наоборот: яркий свет КРАЙНИХ примеров сразу освещает ВСЮ группу, всех, кто в нее входит. Так и возникает "коллективная вина" или "коллективная гордость", хотя большинство (нации, социальной или профессиональной группы) неповинно ни в том, ни в другом.

Тем более считать можно по-разному.

Например, общее мнение: у нас резко раздуты штаты МВД. Так, ГУВД Москвы насчитывает около 130 тысяч человек, а в полиции Нью-Йорка или Лондона - порядка 40 тысяч человек. Если считать число полицейских на душу населения - в московской милиции уйма лишних людей, производительность труда много ниже, чем на Западе (как, впрочем, и в других наших социально-экономических институтах). Ну, а если считать по объему их реальной работы, скажем, по числу тяжких преступлений, убийств на одного полицейского? Тогда оказывается, что цифры в московской милиции примерно такие же, как у их коллег из западных столиц. Впрочем, публике не интересна цифирь.

В ответ на свои весьма скромные заявления, что милиция - не какая-то особо порченная порода "обезьян с палочками", что милиционеры "в среднем" не более (и не менее!) криминогенны, чем все граждане, что степень опасности, которая от них угрожает обычному, законопослушному человеку, все-таки в среднем сильно преувеличена и т.д., я услыхал... Пожелание, чтоб мою дочь "менты" изнасиловали, а мне "в среднем" переломали руки-ноги, было одним из самых распространенных, как и вопрос "сколько мне заплатили" за этот "заказной материал" - а наряду с этим шли такие рассказы про "ментовской беспредел", который люди испытали на своей шкуре, что я и правда был готов провалиться под свой "среднестатистический пол"...

В общем, мораль очевидна - "душа горит!".

"Ментофобия" уже сформировалась в нашем обществе - а идея, овладевшая массами, есть материальная сила. И власть ДОЛЖНА с ней считаться.

Тем более - возвращаясь к началу статьи - что милиция это не просто "один из институтов" власти. В глазах обычного человека это - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ институт, это - КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ СУЩНОСТЬ всей власти. И если в милиции видят (неважно, насколько объективно) не защитника, а прямого насильника, грубую, враждебную, корыстную силу, умеющую только давить, - то плохо дело не только милиции, но и власти в целом.

Пусть такое отношение пока что не переносится на всю власть, на всю Вертикаль - но едва ли стоит этого дожидаться. Лучше начать, пока не поздно, реформировать милицию.

Правда, и здесь все непросто! Те, кто призывает к "радикальной реформе", обычно забывают сказать, что такой опыт у нас есть - начиная с 1983 года ("чистка чекистами "щелоковской" милиции") и далее... А сколько было в СМИ охоты на "ведьм в погонах"! И по оценке профессионалов, да и самих граждан, все это, в общем, шло "по Черномырдину": хотели как лучше - а получилось, как всегда... Факт тот, что лестница реформ до сих пор вела милицию скорее вниз, чем вверх - иначе не нужны были бы новые "еще более радикальные" ломки.

Обычный в России заколдованный круг. Не менять - невозможно, грозит реальным взрывом недовольства. Менять - опасно, как бы не попасть из огня в полымя, не доломать вконец. Как быть?

Не берусь давать "советы постороннего". Кроме только двух: все-таки милицию должны менять независимые профессионалы, а при реформах надо апеллировать не только к эмоциям общества, но и к здравому смыслу.

Позиция