Комментируя ход итогового чемпионата мира ATP и замечательную победу на нем Николая Давыденко, брат и тренер нашего теннисиста - Эдуард рассказал корреспонденту "РГ", что еще во время разминок на арене "О2" Коля обыгрывал фаворитов этого турнира - и швейцарца Роджера Федерера, и аргентинца Хуана Мартина Дель Потро.
Российская газета: Эдуард, знаете, что сказал о вашем брате Александр Метревели?! Что Коля до конца еще не раскрылся.
Эдуард Давыденко: Метревели так сказал? Что ж, интересно.
РГ: Он заявил это еще до полуфинала. Он верил в победу Николая.
Давыденко: Я тоже. Вообще, в Лондоне лучшие теннисисты мира собрались. У кого-то шла игра, а кто-то был не в оптимальной форме. Но в принципе уровень высокий - как будто все специально к итоговому чемпионату готовились.
РГ: Николай обыграл всех чемпионов "Большого шлема" 2009 года - и Надаля, и Федерера, и Дель Потро. Позравляю еще раз.
Давыденко: Спасибо. Колька должен был взять верх и в первом матче - над Новаком Джоковичем. И ужасно разозлился, что проиграл сербу. А ведь на тренировках неплохо действовал.
РГ: А как вы готовились?
Давыденко: Тренировались с игроками другой группы, а также с парными теннисистами - братьями-американцами Брайанами. Было видно, что Коля в хорошей форме. Даже у Федерра выиграл! Да и у Дель Потро тоже.
РГ: А что - разве на счет играли?
Давыденко: Вообще-то Коля в основном с моим сыном Филиппом тренировался. А потом по сету сыграл с Федерером и с Дель Потро - для того, чтобы почувствовать ритм игры на счет.
РГ: Николай травмировался во время второго матча - против испанца Рафаэли Надаля. Неужели мог даже сняться с турнира?
Давыденко: Мог, конечно. После первого сета не в состоянии был полноценно наступать на левую ногу. Проиграй Коля второй сет Надалю, он бы сразу снялся.
РГ: Но выиграл в двух партиях, вторую - на тай-брейке.
Давыденко: Просто повезло. Коля не мог подавать, не мог быстро двигаться вправо. Хорошо еще, что первый сет взял. После победы над Надалем я ему полтора дня не давал играть. Брат ничего не делал - только отдыхал и восстанавливался.
РГ: А потом вышел на матч против шведа Робина Содерлинга. От этого поединка зависело - выйдет или нет Коля в полуфинал.
Давыденко: Коля не мог хорошо подавать. Скорости не было на подаче. И я сказал: "Подавай чаще скрученный мяч и особо не рискуй - смысла нет". В общем, Колька хорошо раскатал соперника. Ноги двигались нормально. А еще он удачно сыграл тактически в концовке матча. Покрытие быстрое, скользкое, и он молодец, что не стал принимать подачи ударами, а просто делал подставки, потому что не успевал…
РГ: Так это вы ему подсказали, я слышал: я сзади сидел.
Давыденко: Ну да, а еще я ему сказал: "Поменяй дистанцию!". Дело в том, что Содерлинг все время подавал сильную подачу. А когда противник побрасывает мяч, он видит соперника. И если ты вдруг меняешь дистанцию, уходишь дальше, ты как бы удлиняешь корт. Есть шанс, что противник попадет в аут. Я подумал, что может прокатить такой вариант. И швед как раз две первых подачи не попал. Для Кольки это было хорошо.
РГ: Но в другой момент вы ему сказали: "У соперника мягкая подача - поближе подходи".
Давыденко: Да. Швед подустал и начал больше срезать. И Колька не достает срезанный вправо уходящий мяч. Это игра - надо варьировать, нельзя на одном месте стоять, ты должен постоянно мешать сопернику. Очень сложно шведа атаковать, потому что он бьет наотмашь, контролируя при этом мяч. Но Кольке удалось несколько раз слайсом мягко сыграть, он сбил ему ритм и тут же смог атаковать в ответ. И эта подрезка, когда мяч низко стелется, очень эффективна. Так, кстати, Федерер действует. И это сработало в матче Коли против Содерлинга.
РГ: Хочу услышать ваше мнение относительно поединка Федерера с Дель Потро. Многие говорят, что что-то тут не чисто. Швейцарец проиграл в трех сетах, причем в последней партии 3:6, выведя, таким образом, аргентинца на второе место в группе. Получилось, Энди Маррею не хватило, чтобы выйти в полуфинал, одного единственного гейма. Не "прокатили" ли шотландца два приятеля - швейцарец и аргентинец?
Давыденко: Нет, не думаю. Это же игра! Они друг друга обыграли в трех сетах, поэтому пришлось считать геймы. Когда ты играешь, то не считаешь, сколько геймов тебе нужно - тем более, в середине матча.
РГ: Но почему же так сыграл Федерер? Вот его бог потом и наказал…
Давыденко: Да у его на самом деле концентрация подсела. Он взял один сет, этого ему хватало для того, чтобы остаться на первом месте. Знаете, даже "звезды" нервничают, это нормально.
РГ: А в вашей с Колей команде кто считает, кто просчитывает варианты?
Давыденко: Да ничего мы не считаем! Ничего совсем. Ведь если выиграл матч - ты деньги заработал, проиграл - нет. На деньги играем, а не на очки.
РГ: В этом году вы не перегружали Колю тренировками?
Давыденко: Да вы что! Вообще нет. После Парижа он на пару дней в Москву улетел. Делал тесты на дыхание. У Коли с детства хронический бронхит, и этот бронхит перешел в блокаду дыхания. Он все время задыхается, когда бегал, не хватало кислорода. И надо было что-то делать. А лечение длиться может месяц, а то и два - три, нужно специальные ингаляции делать. А ингаляции эти - на допинге. И мы долго не могли получить разрешение от антидопингового комитета, они там все мудрили - то им надо больше бумаг, то обязательно на английском языке. Только сейчас разрешили. Вот почему Коля не мог пользоваться ингалятором - ни в Москве, ни в Париже. А ему уже было плохо. Он звонил мне с "Кубка Кремля", говорил, что задыхается.
РГ: Вообще или на корте?
Давыденко: В игре, конечно. Когда несколько хороших, быстрых розыгрышей. В жизни же не рвешь так, как на корте.
РГ: Извините, но я видел, что раньше Коля применял ингалятор.
Давыденко: Во время турнира в Дубае, да? Так это совсем другое было. Это он принимал ингалятор, потому что заболел, ему давали сильные антибиотики. И ему разрешило руководство АТП пользоваться ингалятором, потому что он вообще не мог играть: подхватил сильную простуду. Вообще, этот год тяжелый был в смысле травм и болезней. Хорошо, что все завершилось нормально, победой. А так смотрите: в начале года травма, потом травмировался перед турниром "Ролан Гаррос". Была травма и во время Открытого чемпионата США. А после Нью-Йорка вроде бы стало все в порядке.
РГ: А где был тренировочный процесс после Америки?
Давыденко: Мы дома тренировались, в Германии. А потом он один поехал в Малайзию, где выиграл турнир. Потом - победа в Шанхае.
РГ: Вернемся в Лондон, Эдуард. Как великолепно, что мыльный сериал из 12 поражений от Федерера закончился! Коля наконец-то выиграл у Роджера.
Давыденко: Я тоже считаю эту победу, пожалуй, главной. Причем, у Федерера было преимущество, он разыгрался, потом отдохнул. Но Коля переиграл его в скорости. Хочу сказать, что и победа над Дель Потро была очень трудная. Не смотрите на то, что это произошло так быстро.
РГ: Эдуард, вы, я знаю, все время на катере добирались в Лондоне до стадиона. Вообще, удалось Коле не только победить на этом турнире, но и развлечься, посмотреть город, отдохнуть?
Давыденко: То, что на катере плыли - это было здорово. Сядешь в катер, можно ноги спокойно вытянуть - не то, что в автомобиле. К тому же катер подтапливается - тепло, комфортно. Вот и отдых! Мы лишь ночью возвращались в гостиницу на машине. Ну а что касается развлечений и экскурсий, то ничего не было - все время на кортах. Ну, разве что в магазинах побывали. А настоящий отдых у Коли теперь начался - уже на следующий день они с женой Ириной улетели на Мальдивские острова.