02.12.2009 00:28
Общество

Фонд "Государственный клуб" изучил учебники истории постсоветских стран

Какое прошлое изучают в школах СНГ
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №229 (5053)
Читать на сайте RG.RU

Многостраничный труд "Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств" выложен и в Интернете на сайте Фонда "Государственный клуб".

Вчера прошла презентация его бумажной версии. На одну треть она состоит из цитат.

- В докладе мы не давали никаких оценок состоянию исторической науки в республиках СНГ, - комментирует свою работу один из авторов доклада, профессор МГУ Александр Вдовин. - Нам просто хотелось получить представление об учебниках, на основании которых формируется общественное сознание молодых граждан. Нас в основном интересовала совместная история: оценки вхождения в Российскую империю, этапов строительства социализма, Второй мировой войны...

И вот выводы: за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении все остальные страны пошли по пути преподавания своеобразной трактовки истории.

К примеру, на уроках истории балтийских стран в одноименном учебнике всерьез обсуждается "этническое происхождение людей каменного века" (учебник подготовлен в рамках проекта Совета Европы). В учебнике для шестиклассников "История Азербайджана" предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров. Частично переведя на русский язык и проанализиров 187 школьных учебников и пособий из 12 стран бывшего Союза, ученые МГУ и других исторических факультетов заметили еще одну общую черту: представление о так называемом "заклятом враге". В учебниках контакты с русскими оцениваются только как источник бед. Так, на уроках в Латвии и Эстонии совместное с Россией отражение крестовых походов отодвинуто в тень. Мало того, авторы учебника "История Эстонии" сожалеют, что крестовый поход остановился на границах Руси. Господа Адамсон и Валдмаа так и пишут: "Отчего же Запад не осуществил масштабный крестовый поход на Русь?.. К 1240 году время было упущено".

Еще один способ выразить свое негативное отношение к Руси, России и СССР - замолчать факты. В учебниках истории Узбекистана нет ни слова о том, что уже в 1967 году (ровно через год после страшнейшего землетрясения, которое уничтожило Ташкент) "звезда Востока" был полностью восстановлен.

История, если верить Гегелю, повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Вот и русские, как "заклятые враги" своих братьев по Союзу, уже фигурировали в исторической науке, причем уже после Октябрьской революции.

- Профессиональных историков я не удивлю, если скажу, что аналогичный нынешнему период в науке уже был: после революции до 1934 года, - рассказывает Вдовин. - Считали, что вступление республик в Российскую империю - это абсолютное зло, а русские должны заплатить за угнетение. Но в преддверии Второй мировой появилось понятие "старшего брата", который обязан помогать младшим. Зло стало не абсолютным, а относительным. И только в начале пятидесятых, заметьте, с подачи руководителя Азербайджана Багирова стали говорить о том, что объединение с Россией - исключительное благо.

Слово геноцид, с легкой руки украинских историков, назвавших геноцидом голод начала тридцатых годов, прижилось в учебниках и других стран. Например, в киргизских так называют подавление восстания в Туркестане в 1916 году, есть параграф о голоде в казахском учебнике - "Геноцид Голощекина и трагедия казахского аула".

Учебники Грузии, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана и Эстонии оценивают политические репрессии как этнический геноцид. Если заменить в этом списке Узбекистан на Украину, то получится компания стран, где в учебниках Советский Союз назван агрессором и инициатором Второй мировой войны.

Есть "перлы", которые нужно просто читать, как говорится, без комментариев: так, в латвийских учебниках подчеркивается, что жители Латвии были "незаконно призваны" в Латышский легион СС. И объясняется, что с СС Латышский легион связывало "только название".

Неудивительно, что молодежь СНГ имеет самое приблизительное представление об истории XX века. По-видимому, те времена уже перестали быть для молодых граждан независимых государств периодом собственной истории. К примеру, по данным "Европейского мониторинга", 39 процентов молодых жителей Эстонии и 46 процентов Грузии никогда не слышали о маршале Жукове.

Досье "РГ"

BBC в 130 странах мира провела опрос на тему "Жалеете ли вы о распаде СССР?". Положительно ответили 54 процента жителей Украины, 61 - России. Всего в мире ностальгирует по Союзу 54 процента опрошенных. В вот самое большое количество любителей СССР оказалось в Египте: 81 процент.

Образование История